МИИТ
 MIIT > About the university > Structure
МИИТ >> РОАТ >> ФТС РОАТ >> Кафедра "Нетяговый подвижной состав"

Кафедра "Нетяговый подвижной состав" была выделена из кафедры "Подвижной состав и тяга поездов" в 1963 г.

Кафедру возглавил заслуженный деятель науки и техники РСФСР д-р. техн. наук, профессор Валентин Макарович Казаринов, который с 1963 г. по 1976 г. был в ЦНИИ МПС руководителем отделения автотормозного хозяйства. Его исследования и разработки явились большим вкладом в технику тормозных устройств железнодорожного подвижного состава. Автор более 100 научных работ. Научные труды В.М. Казаринова получили широкую известность у специалистов Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Польши, Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии.

В.М. Казаринов уделял большое внимание вопросам становления кафедры, формирования ее штатного состава. Ряд опытных специалистов пришли с производства - Тимофей Емельянович Малий на должность доцента; Р.С. Сорокина на должность ассистента. Другие сотрудники были приглашены из МИИТа: канд. техн. наук Василий Афанасьевич Петров - на должность доцента; Борис Нилович Покровский - на должность ассистента. Лаборантский состав кафедры был представлен старшим лаборантом Л.П. Логвиновой, проработавшей на кафедре все время с момента основания - до 1970 г.

Профессор В.М. Казаринов привнес на кафедру высокий уровень НИР. В общей сложности под руководством заведующего кафедрой было подготовлено 15 кандидатов и несколько докторов технических наук. В 1975 г. на кафедру пришли молодые ученые: Валерий Евгеньевич Новиков, Константин Александрович Сергеев, Борис Васильевич Смагин.

На посту заведующего кафедрой профессора В.М. Казаринова сменил в 1976 г. канд. техн. наук, доцент Б.Н. Покровский. Он работал в этой должности до 1996 г.

Начиная с 1976 г. коллектив кафедры много работал над созданием собственной лабораторной базы. Она была реализована по специальным проектам на базе стационарных вагонов-лабораторий, расположенных на территории станции "Подмосковная":

- по холодильному оборудованию изотермического состава (АРВ);

- по электрооборудованию вагонов и автоматизации их ремонта (пассажирский ЦМВ);

- по автоматическим тормозам вагонов и локомотивов (пассажирский постройки 1937 г.).

В 1988 г. кафедра была реорганизована и стала называться "Вагоны и технология конструкционных материалов".

Влившаяся в состав кафедры в 1988 г. кафедра "Технология металлов" в 1963 г. в своем составе имела трех штатных преподавателей - доценты Александр Андреевич Сверлов (заведующий кафедрой), Ольга Гавриловна Ткаченко, Михаил Сергеевич Хлебников. В конце 1963 г. пришел выпускник аспирантуры МИИТа Евгений Георгиевич Зарембо.

В 1965 г. кафедру возглавил д-р. техн. наук, профессор Виктор Михайлович Шестопал, автор около 200 печатных трудов и ряда монографий, переведенных на японский и некоторые европейские языки. Опытный педагог и ученый, изучавший литейное дело в США, В.М. Шестопал подготовил 10 кандидатов и 2 докторов технических наук, неоднократно выезжал за рубеж для участия в конференциях и симпозиумах. Удостоен звания почетного доктора наук Фрайбергской горной академии (Германия). Усилиями В.М. Шестопала, коллектива кафедры и при поддержке декана В.А. Петрова были созданы две лаборатории: стационарная - в институте и передвижная - в вагоне. Позднее была организована стационарная лаборатория в Воронежском филиале при участии доцента Юрия Ивановича Краснова.

В 1981 г. на должность заведующего кафедрой "Технология металлов" был избран д-р. техн. наук, профессор Иван Дмитриевич Кулагин. По его инициативе была создана лаборатория технологии материалов при вагонном депо Белорусская для ведения занятий по новому учебному плану. Были активизированы научные исследования кафедры в области восстановления и упрочнения конструктивных элементов и деталей подвижного состава методами газотермического напыления и дуговой обработки.

По итогам НИР профессор И.Д. Кулагин, канд. техн. наук А.П. Боржов, доцент Ю.И. Краснов в 1987 г. были награждены бронзовыми медалями ВДНХ.

В 1996 г. кафедру возглавил канд. техн. наук, доцент Валерий Евгеньевич Новиков. Основные задачи, которые были поставлены перед кафедрой, это:

- интенсификация процесса компьютеризации в учебной работе и НИР.

- более активное участие кафедры в работе по линии Центра дополнительного профессионального образования (ЦДПО).

Штат кафедры в этот период состоял из 9 преподавателей, из них 7 - кандидаты техн. наук, доценты - В.Е. Новиков, Б.Н. Покровский, Б.В. Смагин, К.А. Сергеев, Е.Г. Зарембо, Ю.И. Краснов, В.В.Барышников, канд. техн. наук, старшие преподаватели Т.Г. Чернова, В.В. Бенешевич. Полностью укомплектован был лаборантский состав - П.В. Еремин - заведующий лабораториями, А.А. Есипова, И.В. Макаревская - лаборанты.

В настоящее время кафедру возглавляет доктор техн. наук, доцент Сергеев Константин Александрович, специалист в области автоматизации технологических процессов на предприятиях вагонного хозяйства. Под его руководством ведутся научно-исследовательские работы в области разработки АРМов, компьютерных и обучающих программ для работников вагонного и пассажирского хозяйств, САПР технологических процессов для вагоноремонтных предприятий.

За период существования кафедры, с 1963 г. защитили кандидатские диссертации более 20 аспирантов, в том числе два - из Болгарии.

Всего кафедра выпустила более 2000 специалистов по профилю инженер-механик. В их числе - А.М. Ножевников, заместитель начальника Главного управления вагонного хозяйства МПС, к.т.н. В.М. Верховодько, начальник вагонного депо станции Люблино, Герой Социалистического Труда. Выпускник В.М. Немирко - начальник службы вагонного хозяйства Московской железной дороги, В.И. Кащеев - заместитель начальника Горьковской железной дороги, И.М. Иванов, И.Г. Федоров, Ю.Г. Рыбаков - начальники вагонных депо Горьковской железной дороги.

Большинство выпускников кафедры поддерживают с ней активную связь, являются общественными консультантами дипломных проектов своих молодых коллег по производству, а также внедряют в депо и на ремонтных заводах новые разработки выпускников кафедры. Общее количество таких разработок превысило 1000.

На кафедре имеется 2 учебные лаборатории «Вагоны» и «Конструкция и расчет вагонов», а так же кабинет компьютерных технологий.

Кафедрой используется 9 единиц вычислительной техники 5 из которых используется в учебном процессе. Большинство из них имеет выход в интернет.

1 лаборатория кафедры оборудована мультимедиа проектором, другая видеоплеером и телевизором.

Состав лабораторной базы: DOC документ MS Word