Основные сведения
О подразделении

Краткое описание экспертной области кафедры

  • дистанционные образовательные технологии в транспортном образовании;
  • надежность, безопасность инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • модернизация энергетической инфраструктуры железных дорог, разработка перспективных планов электрификации.
Образовательные программы

Системы обеспечения движения поездов, специализация «Электроснабжение железных дорог»

Преподаваемые дисциплины
  • Теоретические основы электротехники
  • Электроника
  • Электрические машины
  • Теория линейных электрических цепей
  • Электроснабжение нетяговых потребителей
  • Электромагнитная совместимость и средства защиты
  • Электротехническое материаловедение
  • Электрические коммутационные аппараты
  • Электрические сети и энергосистемы
  • Электронная техника и преобразователи в электроснабжении
  • Тяговые и трансформаторные подстанции
  • Релейная защита
  • Электроснабжение железных дорог и метрополитенов
  • Автоматизация систем электроснабжения
  • Компьютерное моделирование и проектирование устройств электроснабжения
  • Магистральные электрические железные дороги
  • Контактные сети и линии электропередач
  • Качество электрической энергии
  • Мониторинг и техническая диагностика устройств электроснабжения
Направления научно-исследовательской деятельности
  • Повышение энергоэффективности работы железнодорожного транспорта
  • Совершенствование работы транспортной инфраструктуры
  • Электрификация новых участков железных дорог, модернизация и усиление систем тягового электроснабжения
История

Кафедра образована 25 апреля 2008 года путем объединения двух кафедр: "Энергоснабжение электрических железных дорог" и "Электротехника".

Первым заведующим кафедрой "Энергоснабжение электрических железных дорог" был д-р техн. наук, профессор Георгий Густавович Марквардт, который проработал на этом посту 32 года. Вместе с профессором Г.Г. Марквардтом в первые годы становления кафедры трудились канд. техн. наук, доцент Николай Матвеевич Ломоносов, старшие преподаватели Эрих Дмитриевич Ласкин, Дина Михайловна Никанорова, Юрий Петрович Порплиц. Этот период характеризуется успехами в создании лабораторной базы кафедры, разработке учебно-методической литературы.

В связи с электрификацией железных дорог появилась необходимость увеличения числа профессиональных кадров, поэтому расширился состав кафедры. Были приняты на работу молодые преподаватели Павел Борисович Куликов, Владимир Иванович Шаров, Римма Викторовна Шиловская, Эдуард Станиславович Бржозовский. Все они защитили кандидатские диссертации и в дальнейшем получили звания доцентов.

Кафедра оборудована современными учебными лабораториями, а именно: по тяговым подстанциям, энергоснабжению электрических железных дорог, автоматизации систем энергоснабжения и др. Это дало возможность успешно вести занятия по всем дисциплинам курса.

На кафедре практически вновь была создана лаборатория "Контактная сеть", а лаборатории "Тяговые подстанции", "Релейная защита", "Энергоснабжение электрических железных дорог", "Автоматизация систем электроснабжения" кардинально модернизированы.

За последние годы вырос научный потенциал преподавательского состава, улучшилась методическая работа, расширились связи с родственными кафедрами других институтов.

Определенный вклад вносят преподаватели в развитие системы энергоснабжения. Только за последние 10 лет внедрены в производство ряд работ, которые успешно эксплуатируются в России и за рубежом. Кафедра внесла достойный вклад в развитие и модернизацию контактной сети и системы энергоснабжения железных дорог и метрополитена не только в нашей стране, но и за рубежом (Болгария, Китай, Армения).

За все время работы кафедры подготовлено немало специалистов-электрификаторов, среди них: Д.Л. Андреев — главный инженер Северной железной дороги; И.Т. Федоткин — вице-губернатор Брянской области; Л.М. Хейнсон — начальник дистанции электроснабжения; В.П. Новожилов, В.М. Долдин, А.М. Колузаев — главные инженеры служб; Б.В. Панин — главный инженер Мосгипротранса; А.В. Демьянов, В.В. Григорьев, С.В. Демидов, В.И. Пиглицын, А.Г. Микрюков — заместители начальников служб.

Кафедра "Электротехника" была создана в 1951 г. и ее первым заведующим был канд. техн. наук, доцент Александр Петрович Быков, который возглавлял кафедру свыше 15 лет. Под его руководством были оборудованы первые лаборатории "Электротехники", "Электрических измерений", "Электрических машин".

В 1967 г. кафедру возглавил докт. техн. наук, профессор Дмитрий Артемьевич Попов, который руководил кафедрой свыше 20 лет. Много внимания уделял Д.А. Попов созданию лабораторной базы на линии. Лаборатории кафедры создавались в филиалах: сначала в Горьком, затем в Ярославле и Воронеже. Преподаватель кафедры Александр Сергеевич Серебряков стал лучшим изобретателем в отрасли, в 2001 г. защитил докторскую диссертацию, с 2008 г член-корреспондент академии электротехнических наук.

В последующие годы кафедру возглавляли д.т.н., профессор Михаил Владимирович Тарнижевский, к.т.н., доцент Валерий Викторович Шумейко, к.т.н., профессор РГОТУПС — Ян Семенович Зильберман-Мягков, д.т.н., профессор Виктор Алексеевич Бугреев.

За последние пять лет кафедра подготовила свыше 50 наименований учебно-методической литературы. Особенно следует отметить серию брошюр, излагающих лекционный материал по всем трем частям курса "Теоретические основы электротехники" и по курсу "Электрические машины".

Преподаватели кафедры подготовили ряд программ по применению ЭВМ для выполнения контрольных, курсовых и лабораторных работ: по ТОЭ — 8 программ, электрическим машинам — 3, электрическим измерениям — 2.

Свыше 20 лет проработали на кафедре, внесли большой вклад в подготовку кадров для транспорта и стали ветеранами университета кандидат технических наук, профессор Юрий Михайлович Никитин, доценты Леонид Александрович Частоедов, Юрий Георгиевич Кравцов, Вячеслав Николаевич Руднев, Михаил Федорович Юдов, старший преподаватель Леонид Гаврилович Дроздов. Л.А. Частоедов в 1997 г. занесен в Книгу почета университета.

В последние годы было осуществлено переоснащение лабораторий ТОЭ, электрических машин и электрических измерений новыми стендами, отвечающим современным требованиям науки и техники.

В настоящее время профессорско-преподавательский штат кафедры составляет 8 человек, из них 1 доктор технических наук, 6 кандидатов наук, 1 аспирант.

Кафедра поддерживает деловые и творческие отношения со многими дирекциями по энергообеспечению, дистанциями электроснабжения, департаментами железных дорог и метрополитенов.

Современное электрооборудование железнодорожного транспорта могут эксплуатировать инженеры только с глубокими знаниями. А это требует дальнейшего повышения уровня научной, научно-методической и учебной работы. Над решением этих задач активно трудятся все преподаватели и сотрудники кафедры "Электрификация и электроснабжение".