МИИТ
 MIIT > About the university > Structure
МИИТ >> РОАТ >> ФУПП РОАТ >> Кафедра "Эксплуатация железных дорог"

Целью кафедры «Эксплуатация железных дорог» является подготовка высококвалифицированных специалистов для работы на предприятиях ОАО РЖД, железнодорожном транспорте промышленных предприятий, метрополитене, в научных, проектных, учебных заведениях, в крупных коммерческих фирмах, осуществляющих железнодорожные перевозки по специальности 190701 – «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)» (Д): специализации – «Магистральный транспорт»; «Сервис на транспорте»; «Безопасность движения поездов» с присвоением квалификации – инженер путей сообщения.

Поставленная цель определяет основные задачи кафедры. Подготовка инженеров, включающая изучение организации комплексной работы всех подразделений железных дорог при оптимальном решении их функционирования, эффективное использование подвижного состава, рациональное использование пропускной и провозной способности железных дорог, обеспечение безопасности движения поездов, оптимальное управление перевозочным процессом, организация взаимодействия с другими видами транспорта; обеспечение учебного процесса необходимой учебно-методической литературой (включая элементы дистанционного обучения), лабораторной базой и программным обеспечением, а также профессорско-преподавательским составом.

Выпускники кафедры в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой могут выполнять следующие виды деятельности: управленческую; инженерно-техническую; проектную и педагогическую (отраслевую).

Для продолжения образования инженер специальности 190701 подготовлен к поступлению в аспирантуру по специальностям: 05.22.01 – «Транспортные и транспортно-технические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте»; 05.22.08 – «Управление процессами перевозок»; 05.02.22 – «Организация производства».

Кафедра "Эксплуатация железных дорог" организована в 1951 г.

Первым заведующим кафедрой был канд. техн. наук, доцент Василий Павлович Нищета (1951 - 1953). С 1953 г. по 1965 г. кафедру возглавлял докт. техн. наук, профессор Леонид Владимирович Одинцов, высококвалифицированный специалист в области эксплуатации железных дорог. Плодотворной была его научная деятельность в решении сложных вопросов улучшения пропускной способности железных дорог. Он автор более 30 научных работ.

За этот период осуществлено становление кафедры в соответствии с поставленными перед ней задачами. Профессорско-преподавательский состав кафедры состоял из 13 человек: канд. техн. наук, доцент Евгений Алексеевич Ветухов, канд. техн. наук, ст. преподаватель Арам Давидович Агабеков, бывший начальник Дальневосточного железнодорожного округа; канд. техн. наук, ст. преподаватель Елена Павловна Вылетникова; канд. техн. наук, ст. преподаватель Александра Васильевна Клабукова; канд. техн. наук, доцент Петр Максимович Сергеев; канд. техн. наук, доцент Роман Платонович Маслов; докт. техн. наук, профессор Александр Ильич Платонов, доцент, бакалавр наук Александр Николаевич Грамп, канд. техн. наук, доцент Борис Петрович Голубкин, канд. техн. наук, доцент Евгений Сергеевич Фурман, ст. преподаватель Павел Алексеевич Куриленко; ассистент Константин Васильевич Казимиров.

Кафедра активно вела учебно-методическую и научно-исследовательскую работу.

Труды работников кафедры публиковались в "Ученых записках ВЗИИТа".

C 1965 г. по 1974 г. кафедрой руководил ректор ВЗИИТа, доцент Роман Иванович Робель.

За этот период произошло пополнение преподавательского состава. На кафедру пришли: ст. преподаватель Анатолий Николаевич Сухопяткин, ст. преподаватель Павел Павлович Полежаев, канд. техн. наук, доцент Левик Меерович Годович.

С 1964 г. по 1965 г. и с 1974 г. по 1981 г. руководил кафедрой канд. техн. наук, доцент Евгений Алексеевич Ветухов. Он активно участвовал в разработке новых учебных планов и программы поиска наиболее оптимальных форм обучения студентов-заочников. Автор более 50 печатных трудов по проблемам развития железнодорожных станций.

В это же время кафедра пополнилась квалифицированными кадрами: пришел Алексей Дмитриевич Каретников - заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор. Крупный ученый, автор свыше 100 печатных работ по современным проблемам железнодорожного транспорта и основам технологического процесса сортировочных станций. Участник Великой Отечественной войны. Награжден 16 правительственными наградами. Почетный железнодорожник.

На кафедру в это время пришли работать: канд. техн. наук, доценты Олег Анатольевич Олейник и Константин Михайлович Добросельский.

В период 1981-1995 гг. кафедру возглавлял докт. техн. наук, профессор Василий Ефимович Козлов, крупный ученый, член Научно-технического совета МПС, Почетный железнодорожник.

Учебные лаборатории оснащались новым современным оборудованием на основе микропроцессорной техники.

В этот период научные исследования кафедры были направлены на разработку:

- рациональных технологий поездной и грузовой работы;

- рекомендаций по повышению эффективности функционирования железнодорожных станций и узлов;

- мероприятий по интенсификации перевозочного процесса и по повышению безопасности движения поездов.

Кафедра успешно развивалась, укреплялся ее кадровый потенциал. На кафедру пришли два профессора - Анатолий Александрович Тимошин и Василий Иванович Некрашевич, а также канд. техн. наук, доценты Николай Васильевич Дятлов, Владимир Сергеевич Волков, Владимир Семенович Климанов, Александр Анатольевич Абрамов, Геннадий Михайлович Биленко.

В этот период за плодотворную учебную, методическую и научную деятельность награждены знаком "Почетному железнодорожнику" доценты А.Н. Сухопяткин, Л.М. Годович, О.А. Олейник, В.С. Климанов, Б.П. Голубкин, А.А. Абрамов.

С 1995 г. и по настоящее время руководит кафедрой д-р техн. наук, профессор Владимир Иванович Апатцев, ныне – проректор МИИТ по учебно-методической работе, директор РОАТ.

Во второй половине 90-х гг. профессорско-преподавательский состав кафедры пополнился молодыми сотрудниками: канд. техн. наук, доценты Ольга Владимировна Терешина, Татьяна Геннадьевна Кузнецова, Александр Михайлович Орлов, Галина Ивановна Бухало, Наталья Леонидовна Медведева, Анжелика Николаевна Кузнецова, Ирина Валерьевна Сухогузова, ст.преподаватели Алла Валентиновна Подорожкина, Светлана Николаевна Кол.

В 1996 г. в университете был создан Диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.22.08. Председателем совета утвержден заведующий кафедрой "Управление эксплуатационной работой" - В.И. Апатцев. В состав совета входили также 5 членов кафедры.

В этом совете в 1997 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию первый заместитель Министра путей сообщения РФ В.И. Ковалев, а в 1998 г. - генеральный директор Центра фирменного транспортного обслуживания - член коллегии МПС России А.В. Анненков.

В 2001 году был открыт докторский совет по специальностям: 05.22.06-«Железнодорожный путь, изыскание и проектирование железных дорог»; 05.22.07-«Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация»; 05.22.08-«Управление процессами перевозок», заместителем председателя которого стал В.И. Апатцев. В 2004 году по инициативе кафедры был открыт докторский диссертационный совет под председательством зав. кафедрой В.И. Апатцева по специальностям 05.02.22-«Организация производства (транспорт)», 05.13.06-«Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (транспорт)» и 05.26.01-«Охрана труда (транспорт)».

В 1996 г. было начато коренное переоборудование лаборатории "Организация движения поездов" в соответствии с современными требованиями. На первом этапе была создана локальная вычислительная сеть (ЛВС) с одним файловым сервером и 8 рабочими станциями. Параллельно велась работа по приобретению программного обеспечения. Последовательно осуществлена постановка лабораторных работ, отражающих функционирование наиболее современных автоматизированных информационных систем, применяемых на железнодорожном транспорте. Это обеспечило возможность студентам овладевать навыками работы маневрового диспетчера, дежурного по станции, оператора станционного центра в условиях новой автоматизированной системы для сортировочной станции, знакомиться с принципами составления основных технологических документов, с основными принципами автоматизированного расчета плана формирования, детально изучать принципы управления работой грузовой станции в условиях АСУ.

Под руководством д.т.н. В.С. Климанова была разработана комплексная система повышения безопасности движения поездов на станциях (КСПДС). Эта система охватывает широкий круг вопросов и успешно используется в работе со слушателями Центра дополнительного профессионального образования.

Коллектив кафедры подготовил комплекс учебно-методических работ по дисциплинам кафедры.

За время своего существования кафедра выпустила около шести тысяч специалистов. Среди ее выпускников: Лихачев Михаил Петрович - начальник Приволжской железной дороги, Будовский Виктор Григорьевич - начальник Калининградской железной дороги, Аксенов Александр Сергеевич - заместитель начальника Приволжской железной дороги, Садовский Борис Леонидович - начальник Волгоградского отделения Приволжской железной дороги, Лиходаев Сергей Николаевич - начальник Саратовского отделения Приволжской железной дороги, ряд начальников крупных железнодорожных станций и других подразделений отрасли.

На кафедре есть кабинет компьютерных технологий, а так же учебно-производственная лаборатория "Грузовая и коммерческая работа", учебно-производственная лаборатория

"Автоматизация станционных процессов" и научно-исследовательская лаборатория "Моделирование транспортных процессов"

Кафедрой используется 32 единицы вычислительной техники 20 из которых используется в учебном процессе. Часть из них имеет выход в интернет.

Одна лаборатория кафедры оборудована мультимедиа проектором.

Состав лабораторной базы: DOCX документ MS Word