РУТ (МИИТ)
 MIIT > About the university > Structure
Кафедра «Эксплуатация железных дорог»

Целью кафедры «Эксплуатация железных дорог» является подготовка высококвалифицированных специалистов для работы на предприятиях ОАО РЖД, железнодорожном транспорте промышленных предприятий, метрополитене, в научных, проектных, учебных заведениях, в крупных коммерческих фирмах, осуществляющих железнодорожные перевозки, по специальности 23.05.04 – «Эксплуатация железных дорог», специализациям «Магистральный транспорт»; «Грузовая и коммерческая работа»; «Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта» с присвоением квалификации инженера путей сообщения, а также по направлению подготовки бакалавриата 23.03.01 – «Технология транспортных процессов», профилю «Организация перевозок и управление в единой транспортной системе», с присвоением квалификации бакалавра.

Поставленная цель определяет основные задачи кафедры. Подготовка инженеров, включающая изучение организации комплексной работы всех подразделений железных дорог при оптимальном решении их функционирования, эффективное использование подвижного состава, рациональное использование пропускной и провозной способности железных дорог, обеспечение безопасности движения поездов, оптимальное управление перевозочным процессом, организация взаимодействия с другими видами транспорта; обеспечение учебного процесса необходимой учебно-методической литературой (включая элементы дистанционного обучения), лабораторной базой и программным обеспечением, а также профессорско-преподавательским составом.

Выпускники кафедры в соответствии с уровнем подготовки могут выполнять производственно-технологическую и организационно–управленческую деятельность.

Для продолжения образования инженер по специальности 23.05.04 подготовлен к поступлению в аспирантуру по научной специальности 23.06.01 – Техника и технологии наземного транспорта (направленность "Управление процессами перевозок" и "Организация производства").

Кафедра «Эксплуатация железных дорог» организована в 1951 г.

Первым заведующим кафедрой в 1951-1953 гг. был доцент В.П. Нищета. С 1953 г. по 1965 гг. кафедру возглавлял профессор Л.В. Одинцов, высококвалифицированный специалист в области усиления пропускной способности железных дорог. Процесс становления кафедры проходил в соответствии с поставленными руководством отрасли задачами. Профессорско-преподавательский состав кафедры состоял из 13 человек. Кафедра активно вела учебно-методическую и научно-исследовательскую работу. Труды профессорско-преподавательского состава публиковались в «Ученых записках ВЗИИТа».

С 1965 г. по 1974 г. руководство кафедрой осуществлял ректор ВЗИИТа, доцент Р.И. Робель. За этот период произошло пополнение преподавательского состава высококвалифицированными специалистами, с опытом практической работы в отрасли на управленческих должностях.

С 1964 по 1965 гг. и с 1974 по 1981 гг. кафедрой руководил доцент Е.А. Ветухов, который активно участвовал в разработке новых учебных планов, выборе наиболее рациональных форм и методов обучения студентов–заочников. Автор более 50 печатных трудов по проблемам развития железнодорожных станций.

В это же время на кафедре работал А.Д. Каретников - заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор. Крупный ученый, автор свыше 100 печатных работ по актуальным проблемам железнодорожного транспорта, участник Великой Отечественной войны, Почетный железнодорожник.

В 1982-2008 гг. кафедра носила название «Управление эксплуатационной работой».

В период 1981-1995 гг. кафедру возглавлял профессор В.Е. Козлов, крупный ученый, член Научно- технического совета Министерства путей сообщения, Почетный железнодорожник.

Кафедра успешно развивалась, укреплялся ее кадровый потенциал. Учебные лаборатории оснащались новым современным оборудованием на основе новых средств вычислительной техники.

В этот период научные исследования кафедры были направлены на разработку: рациональной технологии поездной работы и тягового обслуживания поездов; рекомендаций по повышению эффективности функциони­рования железнодорожных узлов; разработку мер по интенсификации перевозочного процесса и по повышению безопасности движения поездов.

За плодотворную учебную, методическую и научную деятельность были награждены знаком «Почетному железнодорожнику» А.Н. Сухопяткин, Л.М. Годович, О.А. Олейник, В.С. Климанов, Б.П. Голубкин, А.А. Абрамов.

С 1995 по 2015 гг. кафедрой руководил директор РОАТ, профессор В.И. Апатцев.

За этот период профессорско-преподавательский состав кафедры пополнился молодыми, перспективными сотрудниками, вскоре защитившими диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук.

В 1996–1999 гг. работал Диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.22.08 - «Эксплуатация железнодорожного транспорта» под руководством заведующего кафедрой «Управление эксплуатационной работой» В.И. Апатцева. В состав совета входили 5 членов кафедры. В этом совете в 1997 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию первый заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации В.И. Ковалев, а в 1998 г. - генеральный директор Центра фирменного транспортного обслуживания – член коллегии МПС России А.В. Анненков.

С 1992 г. по настоящее время кафедра подготовила трех докторов наук и 16 кандидатов наук.

В 1996 г. началось переоборудование лаборатории «Организация движения поездов» в соответствии с современными требованиями. Была осуществлена постановка лабораторных работ, отражающих функциониро­вание современных автоматизированных информационных систем, применяемых на железнодорожном транспорте. Это обеспечило возможность студентам овладевать навыками работы маневрового диспетчера, дежурного по станции, оператора станционного технологического центра в условиях новой автоматизированной системы сортировочной станции, знакомиться с принципами составления основных технологических документов, с основными принципами автоматизированного расчета плана формирования, детально изучать принципы управления работой грузовой станции в условиях АСУ. Под руководством В.С.Климанова была разработана комплексная система повышения безопасности движения поездов на станциях (КСПДС), которая успешно использовалась в работе со слушателями Центра дополнительного профессионального образования.

Коллектив кафедры подготовил комплекс учебно-методических работ по дисциплинам кафедры, выпустив 10 учебников и свыше 200 учебно-методических пособий.

За время своего существования кафедра выпустила свыше 12 тыс. специалистов.

С 2015 г. кафедру возглавляет доцент, Почетный железнодорожник Г.М. Биленко, работавший в 2001-2016 гг. деканом факультета «Управление процессами перевозок».

Основными направлениями деятельности кафедры являются:

  • учебная работа со студентами-заочниками по специальности «Эксплуатация железных дорог» и по направле­нию бакалавриата «Технология транспортных процессов», в том числе с применением дистанционных образова­тельных технологий;
  • учебно-методическая работа с отражением в пособиях по дисциплинам кафедры новейших достижений отрасли;
  • научно-исследовательская работа (выполнение госбюджетных и хоздоговорных работ по актуальным пробле­мам отрасли, публикации научно-педагогических работников в отраслевых рецензируемых журналах, участие во всероссийских и международных конференциях, в т.ч. совместно со студентами);
  • дальнейшее развитие лабораторной базы кафедры;
  • учебно-воспитательная работа со студентами.

Основной задачей кафедры является подготовка инженеров путей сообщения, включающая изучение организации работы подразделений железных дорог в рациональных условиях их функционирования, методов повышения эффективности использования подвижного состава, пропускной и провозной способности железных дорог, повышения безопасности движения поездов, рационального управления перевозочным процессом, организации взаимодействия с другими видами транспорта.

На кафедре имеется кабинет компьютерных технологий, а также учебная лаборатория "Грузовая работа и коммерческая эксплуатация железнодорожного транспорта", учебная лаборатория "Автоматизация станционных процессов и диспетчерского управления на железнодорожном транспорте".

Кафедрой используется 32 единицы вычислительной техники, 20 из которых используется в учебном процессе. Часть из них имеет выход в Интернет.

В учебной лаборатория "Автоматизация станционных процессов и диспетчерского управления на железнодорожном транспорте" используется мультимедийное оборудование.

Состав лабораторной базы: DOCX документ MS Word