МИИТ
 MIIT > About the university > Structure
РУТ (МИИТ) >> РОАТ >> ФТСиЗ РОАТ >> Кафедра "Здания и сооружения на транспорте"

Кафедра организована в 1956 году и осуществляет подготовку инженеров без отрыва от производства по специальностям 270102 «Промышленное и гражданское строительство» и 270201 «Мосты и транспортные тоннели», а также участвует в обучении студентов специальностей «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», «Водоснабжение и водоотведение», «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование».

Требования к содержанию и уровню подготовки инженеров по специальностям определены Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным Министерством образования РФ, В.Д. Шадриковым 07.03.2000 г. (регистрационный номер 12-тех/дс).

Учебная работа со студентами, обучающимися без отрыва от производства, проводится в Москве и филиалах университета, расположенных на Московской, Приволжской, Юго-Восточной и Горьковской железной дороге.

Базовое образование профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры соответствует указанным специальностям.

На кафедре работают известные ученые, руководящие работники научно-исследовательских институтов и Вузов – зам директора института и начальник управления, заведующие кафедрами и т.д. Научный потенциал кафедры довольно высокий, многие имеют почетные звания, лауреаты.

Всего с 1956 по 2009 годы университетом выпущено более 4150 инженеров-строителей по специальности «ПГС» и более 720 инженеров-строителей по специальности «МТ».

Кафедра способствовала открытию лицензий специальности «ПГС» в Калининградском и Калужском филиалах, где предполагается бурный рост строительства объектов. В Калининградской области – строительство объектов энергоносителей и жилого фондов.

Кафедра в Москве имеет три учебные лаборатории, которые в совокупности с лабораториями филиалов, а также лабораторией испытания конструкций при кафедре «Строительных конструкций» Московского университета коммунального хозяйства, лабораторной базой ЦНИИПромзданий, ЦНИИСК им. Кучеренко и НИИ строительной физики РААСН, Воронежского строительного университета и др. обеспечивают выполнение полного цикла лабораторно-практических занятий, предусмотренных учебным планом и программами по отдельным дисциплинам. Лаборатории кафедры, используемые для проведения работ, оснащены необходимым оборудованием.

Предусмотренные учебным планом лабораторные работы имеют необходимое методическое обеспечение. Перечни работ соответствуют перечню, предусмотренному в программах по дисциплинам. Лабораторные работы по дисциплинам «Материаловедение», «Железобетонные конструкции», «Архитектура», «Металлические конструкции, включая сварку» проводятся в компьютерных классах по специальным лабораторным программам для ПЭВМ. Готовится использование подобных программ в лабораторных работах по другим дисциплинам («Организация, управление и планирование в строительстве», «Технология строительных процессов» и др.) с использованием факультетского компьютерного класса и Вычислительного центра.

В Калужском филиале реконструкция жилых объектов и соцжилбыта и строительство завода по выпуску легковых автомобилей «Volkswagen».

При подготовке студентов во взаимодействии с общеобразовательными и общетехническими кафедрами используется системный подход, заложенный в программах дисциплин, в заданиях на выполнение курсового проектирования, контрольных работ.

Внедрены новые формы и методы обучения, активизирующие познавательную деятельность студентов. Это – макетирование, экскурсии на передовые стройки, в научно-исследовательские и проектные организации, системный компьютерный метод обучения по ряду дисциплин, дистанционное обучение.

Ежегодно кафедрой подготавливается и издается более 20 наименований различных методических пособий, учебников и положений. Так, только за последние 3 года сотрудники кафедры издали для использования в учебном процессе учебно-методической литературы 65 наименований объемом 115 печатных листов. Подготовлены к изданию учебники для Вузов: «Экономика строительства» - автор д.т.н., проф. Фисун В.А.; «Архитектура гражданских и промышленных зданий и сооружений на железнодорожном транспорте» для вузов Федерального агентства железнодорожного транспорта по дисциплине «Архитектура гражданских и промышленных зданий и сооружений» авторы д.т.н., проф. Кодыш Э.Н., д.т.н., проф. Фисун В.А., д.т.н., проф. Трекин Н.Н., к.т.н., проф. Сазыкин И.А. и издан «Строительные конструкции» - д.т.н., проф. Чирков В.П., д.т.н., проф. Павлов Ю.А., д.т.н., проф. Латушкин С.Н. Изданы учебные пособия 14 наименований.

В учебном процессе по специальностям 270102 и 270201 кафедра широко использует технические средства, компьютерные технологии. Использование современных информационных технологий позволяет интенсифицировать процесс обучения, осуществлять контакты преподавателя со студентами на больших расстояниях, используя компьютерные сети. В настоящее время в учебном процессе, курсовом и дипломном проектировании кафедра использует 30 программ для персональных компьютеров, с помощью которых выполняются расчеты строительных конструкций, решаются объемно-планировочные и организационно-технические вопросы проектирования зданий и сооружений.

Планируется ввод новых обучающих программ:

    • комплексная оценка вариантов проектных решений производственных зданий и выбор эффективного решения;
    • построение сетевого графика строительства объектов;
    • разработка технологических карт и т.п.

    Курсовое проектирование рассматривается кафедрой как основная форма самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины. По всем 25 курсовым проектам, 5 курсовым работам, 35 контрольным работам для специальностей 270201 и 270102 имеется необходимое методическое обеспечение.

    Уровень требований, предъявляемых к абитуриентам соответствует требованиям ГОС ВПО. Результаты анализа текущей аттестации студентов специальности ПГС и МТ показал, что средний балл 3,84, что соответствует необходимому качеству подготовки студентов.

    Кафедра имеет практику использования интернета в дипломном проектировании. Кафедрой проводятся научно-технические конференции. На конференции в помещении ВЦ кафедра продемонстрировала применение средств ЭВМ в дипломном проектировании с помощью интернета; показала работу программ для курсового и дипломного проектирования, а также профессиональных программ («ЛИРА», «АРХИКАД» и другие). Были продемонстрированы программы по выполнению лабораторных работ (строительные материалы, железобетонные конструкции, испытание сооружений и др.).

    Кафедрой в соответствии с программой внедрения элементов дистанционного обучения в РОАТ выполняется тестовый контроль знаний по ряду дисциплин, чтение лекций по видеоконференцсвязи:

    со Смоленским филиалом со студентами 5 курса ПГС «Управление качеством в строительстве» (проф. Зайцев Б.В.);

    проф. Строкач А.А. «Железобетонные и каменные конструкции», «Конструкции из дерева и пластмасс» и другие.

    Ведется разработка учебных и методических материалов, позволяющих реализовать проведение виртуального лабораторного практикума, компьютерных технологий при организации практических занятий, тестовых форм промежуточной аттестации и рубежного контроля знаний студентов.

    Студенты старших курсов для закрепления полученных специальных знаний проходят производственную практику на строящихся объектах. С этой целью заключены договора с предприятиями на прохождение производственной практики.

    Преддипломная практика проходит по месту работы студентов в НИИ, проектных и строительных организациях.

    Дипломное проектирование с применением компьютерной графики ориентировано на выполнение транспортной тематики, задач, связанных с научно-исследовательской работой студенты, тем по заказу производственных организаций, в которых работают студенты, разработкой проектных решений связанных с реконструкцией филиалов университета, а также строительством учебных корпусов РОАТ. Около 60% дипломных проектов выполняются по заявкам предприятий, 40% проектов содержат элементы научно-исследовательской работы, некоторые проекты находят практическое применение в проектной практике.

    При выполнении дипломных проектов в обязательном порядке используется вычислительная техника и программные продукты.

    Темы дипломных проектов формируются на основе потребностей железных дорог, заказов предприятий или научно-исследовательских работ кафедры. Ежегодно тематика дипломного проектирования рассматривается и утверждается Советом факультета. К руководству дипломным проектированием привлекаются высококвалифицированные специалисты. Все дипломные проекты проходят рецензирование и выполнены на основе реальных исходных данных. Принятые в дипломном проектировании конструкции и технология отвечают современному уровню строительства; в конструктивных, технологических и экономических расчетах используется ЭВМ.

    Вручение дипломных проектов осуществляется в торжественной обстановке (помещение музея, залы заседания ученого совета, в актовом зале).

    Кафедра старается силами дипломников разработать проектные предложения по реконструкции зданий наших филиалов.

    Так, были разработаны проектные решения реконструкции Калининградского филиала с разработкой архитектурных форм, отражающих историческую бытность г. Калининграда, основного здания университета, общежития Смоленского филиала.

    В состав государственной аттестационной комиссии входят ведущие специалисты Федерального агентства железнодорожного транспорта, представители производства, профессора и доценты кафедры и ежегодно председатели ГАК дают высокую оценку дипломным проектам, отмечается актуальность тематики, качество выполнения, соответствие современному состоянию науки, технике и запросам производства.

    Отзывы рецензентов организаций на дипломные проекты, выполненные по заказам положительны. По результатам защиты дипломные проекты рекомендуются к практическому использованию и регулярно представляются для участия в различных конкурсах. Пять работ заняли призовые места на внутривузовском конкурсе. В 2006 году одна из работ МТ заняла II место на межвузовском конкурсе, в 2007 году – III место.

    Научные исследования на кафедре соответствуют профилю подготовки специалистов. Преподаватели и сотрудники кафедры активно участвуют в выполнении комплексной общекафедральной госбюджетной темы по реконструкции транспортных объектов, входящей в состав отраслевой программы Федерального агентства железнодорожного транспорта. На базе научных разработок даны рекомендации по реконструкции ряда вагоноремонтных депо, в том числе на ст. Москва Октябрьская, Москва III Николаевка Московской ж.д., депо ст. Ленинград Московский Октябрьской ж. д., депо ст. Саратов I и Волгоград Приволжской ж.д., ж.д. вокзал в г. Калуга и учебных корпусов РОАТ МИИТ (РГОТУПС) в г. Калининграде и Смоленске.

    Сотрудники кафедры в 2001-2009 годах выступили с 74 докладами на 14 конференциях в России и за рубежом, получено пять авторских свидетельств и патентов. Опубликовано более 115 работ. Преподаватели кафедры успешно работают в ряде международных организаций. Увеличилось количество подготавливаемых монографий.

    Сотрудники кафедры участвуют в чтении лекций курсов повышения квалификации по специальности ПГС (г. Калуга).

    На кафедре имеется аспирантура и докторантура.

    В 2004 году к.т.н. Трекин Н.Н. и в 2006 году к.т.н. Мамин А.Н., которые проходили подготовку в докторантуре нашего университета, защитили докторские диссертации.

    Ведется определенная работа воспитательного характера: собеседования со студентами во время сессий; выезд дипломников на Поклонную гору; демонстрация слайдов памятников архитектуры.

    Заключен договор с информационно-правовым Консорциумом «Кодекс» по внедрению в сеть РОАТ информационных и программных систем в области строительства. Получено на безвозмездной основе для студентов большое количество дисков, содержащих нормативную информацию в области строительства и охраны труда, что тоже имеет воспитательный характер, расширяет кругозор и приучает студентов младших курсов к работе с ЭВМ.

    Многие наши выпускники стали видными руководителями предприятий на транспорте и в других отраслях народного хозяйства. Среди них есть начальники служб гражданских сооружений железных дорог, отделений дорог, заводов, видные политики.

    Так, например:

    на Юго-Восточной ж.д. Клюшин В.Ф. – начальник службы гражданских сооружений, Конанов Г.Ф. – начальник отдела службы, Киселев А.Г. – начальник Воронежской дистанции гражданских сооружений;

    Павлючек В.С. – начальник Черняховской дистанции гражданских сооружений Калининградской ж.д.;

    Лисовская В.А. – зам. начальника Смоленского филиала института Мосжелдорпроект;

    Аверьянов Н.Г. – директор государственного проектного института ПИ-8 в г. Калуга;

    Фишер Р.А. – главный инженер института Калугагражданпроект. Только в двух названных институтах успешно работает более 50 наших выпускников;

    Голяткин Э.Н. – начальник строительно-монтажного поезда – 675.

Кафедра имеет две лаборатории и специализированный учебный кабинет, которые в совокупности с испытательными лабораториями заводов железобетонных конструкций (ЖБК) обеспечивает выполнение цикла лабораторно-практических занятий, предусмотренных учебным планом. Лаборатории кафедры и другие привлеченные для занятий лаборатории оснащены необходимым оборудованием, приборами и специальной техникой.

Кафедрой используется 3 единицы вычислительной техники 3 из которых используется в учебном процессе. Все они имеет выход в интернет.

Состав лабораторной базы: DOC документ MS Word