МИИТ
 MIIT > About the university > Structure
МИИТ >> ИПСС >> Кафедра "Строительные конструкции, здания и сооружения"

Кафедра «Строительные конструкции, здания и сооружения» была образована в 2008 году в результате объединения двух кафедр – «Строительные конструкции» и «Здания и сооружения». Новую кафедру возглавил член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), доктор технических наук, профессор Фёдоров Виктор Сергеевич.

Кафедра выполняет учебную нагрузку по дисциплинам расчётно-конструкторского и архитектурно-строительного профиля на семи специальностях, является выпускающей по специальности 270102 «Промышленное и гражданское строительство».

Дисциплины учебного плана: DOC документ MS Word

Дипломное проектирование: DOC документ MS Word

В состав учебного комплекса кафедры входят две специализированные аудитории, оснащённые современным проекционным оборудованием и макетами конструкций; компьютерный класс; проектно-исследовательский кабинет с обширной научно-методической библиотекой.

Научная работа

Сотрудники кафедры проводят научные исследования по трём основным направлениям:

  • Разработка теоретических основ и методов расчёта огнестойкости строительных конструкций, зданий и сооружений;
  • Разработка теории прогнозирования сроков службы железобетонных конструкций;
  • Разработка инновационных энергоэффективных ограждающих конструкций и методов их расчёта.

Ведущие специалисты кафедры принимают участие в разработке Федеральных и отраслевых научно-технических программ:

  • Тема госбюджетных исследований на 2009-2011 г. «Развитие теории и методов расчёта несущих и ограждающих строительных конструкций с учётом факторов износа и накопления повреждений, требований энергоэффективности, конструктивной, экологической и пожарной безопасности».
  • Аналитическая ведомственная целевая программа Минобрнауки «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)», проект №3582 – «Разработка концепции обеспечения безопасности объектов системы высшего профессионального образования и целевой программы предупреждений и защиты от чрезвычайных и кризисных ситуаций»;
  • Проект РФФИ № 06-08-96321. Изучение динамических эффектов во внезапно повреждаемых конструктивных системах из композитных физически нелинейных материалов.

В 2008 г. члены кафедры выступили с докладами на Российских и Международных научно-практических конференциях, в числе которых – Ежегодные Академические чтения РААСН, Международный конгресс «Наука и инновации в строительстве SIB-2008» (Воронеж), Ежегодные научные чтения «Безопасность строительного фонда России. Проблемы и решения» (Курск).

Студенты и аспиранты кафедры ежегодно принимают участие в научно-практической конференции «Неделя Науки в МИИТе», а также в семинаре молодых учёных и специалистов.

Публикации

За последние 5 лет сотрудниками кафедры опубликовано более 45 научных и учебно-методических работ общим объёмом свыше 150 печ. л.

Публикации сотрудников кафедры: DOC документ MS Word

Экспертно-консультативная деятельность

Кафедра активно организует научно-техническое сопровождение и экспертизу проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений с целью обеспечения современного уровня конструктивной и пожарной безопасности (более 10 договоров в год).

Экспертно-консультативная деятельность: DOC документ MS Word

Подготовка специалистов высшей квалификации

За последние 20 лет на кафедре подготовлено 9 докторов технических наук, более 30 кандидатов технических наук. В настоящее время на кафедре проходят подготовку 6 аспирантов.

Повышение квалификации

На кафедре уже свыше 15 лет работают курсы повышения квалификации специалистов строительной отрасли. В период 2004-2008 г.г. на курсах прошли повышение квалификации более 7 тыс. слушателей. Наряду с преподавателями кафедры для чтения лекций и проведения практических занятий привлекаются видные учёные и специалисты из Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), Минрегионразвития, Корпорации «Трансстрой», ФГУ ВНИИПО МЧС России.

История кафедры

Интенсивный научно-технический прогресс и бурное развитие промышленного производства в конце XIX века потребовали строительства разнообразных зданий и сооружений, зачастую принципиально новых по компоновке, имеющих большие пролёты и высоты, способных воспринимать значительные нагрузки. Применение новых строительных материалов – стали и железобетона – привело к появлению новых конструктивных решений и развитию новых методов расчёта. В этот период возрастает потребность в квалифицированных специалистах – «гражданских инженерах» (инженерах-строителях), имеющих подготовку как в художественном (архитектурном), так и техническом (конструктивном) направлениях.

Подготовка инженеров-строителей в МИИТе началась со дня его основания (1896 г.). В 1898 г. была создана кафедра «Гражданская архитектура», которая впоследствии стала называться «Архитектура промышленных и гражданских зданий», а в 1982-2008 г.г. – «Здания и сооружения». Первоначально кафедра преподавала не только дисциплины архитектурного цикла (включавшего рисование), но и курсы отопления и вентиляции. На занятиях и при выполнении дипломной работы студенты осваивали особенности проектирования транспортных зданий (железнодорожных вокзалов, паро-, тепло- и электровозных депо, вагоноремонтных заводов), а также объектов транспортной инфраструктуры (зернохранилищ, холодильников и т.д.).

Вопросы проектирования несущих конструкций вначале освещались в рамках курса «Строительная механика», включавшего как теоретические основы расчёта, так и практические сведения. По мере накопления практических знаний (особенно в связи с расширением применения железобетона, с появлением сварных соединений стальных конструкций и развитием способов соединения элементов деревянных конструкций) возникла необходимость организовать преподавание материала по проектированию несущих конструкций в виде отдельных, самостоятельных курсов. Для проработки этих курсов в 1921 г. была создана кафедра «Конструкции», которую впоследствии стали называть «Строительные конструкции». При кафедре был организован кабинет «Инженерные конструкции» с большим количеством макетов и обширной библиотекой на русском и иностранных языках.

Кафедра вела три дисциплины: «Металлические конструкции», «Деревянные конструкции» и «Железобетонные конструкции», каждая из которых состояла из двух разделов – общего и специального. При изучении общего курса студентам предлагалось разработать проект покрытия по металлическим или деревянным стропильным фермам и проект ребристого железобетонного перекрытия; при изучении спецкурса – спроектировать железобетонное безбалочное перекрытие, арку или резервуар.

Экзамены проводились в форме устного ответа у доски в присутствии других студентов, что приучало будущих специалистов к открытым выступлениям с изложением своей точки зрения и последующей её защитой. С 1942 г. беседа у доски была дополнена предварительным выполнением индивидуального задания, в котором требовалось за 60 мин с использованием справочников и пособий провести расчёт и конструирование какого-либо элемента.

Выпускники, защитившие дипломы на кафедрах «Строительные конструкции» и «Здания», получали квалификацию «инженер путей сообщения – строитель». В 1957 г. в МИИТе был создан факультет «Промышленное и гражданское строительство»; кафедры стали выпускающими по новой специальности, а специализация инженера путей сообщения по зданиям была ликвидирована.

Краткие сведения о заведующих кафедрой «Строительные конструкции»

1921-1937 Каменцев Пётр Яковлевич докт. техн. наук, профессор

1937-1941 Штаерман Михаил Яковлевич докт. техн. наук, профессор

1941-1948 Отрешко Анатолий Иванович докт. техн. наук, профессор

1948-1956 Митропольский Николай Михайлович докт. техн. наук, профессор

1956-1961 Овечкин Александр Михайлович докт. техн. наук, профессор

1961-1963 Богданович Антон Фёдорович канд. техн. наук, доцент

1963-1982 Давыдов Сергей Сергеевич докт. техн. наук, профессор

1982-1984 Чирков Владилен Павлович докт. техн. наук, профессор

1984-1987 Носарев Анатолий Владимирович докт. техн. наук, профессор

1987 Швидко Яков Израильевич канд. техн. наук, профессор

1987-2003 Чирков Владилен Павлович докт. техн. наук, профессор

2003-2008 Фёдоров Виктор Сергеевич докт. техн. наук, профессор

Организатором и первым руководителем кафедры «Строительные конструкции» стал Пётр Яковлевич Каменцев, признанный специалист в области строительных конструкций и восстановления сооружений. Родился в 1879 г., окончил Императорское Московское инженерное училище в 1901 г., начал педагогическую деятельность с 1908 г., получил звание профессора в 1919 г.

В 1905-1907 г. принимал участие в проектировании и строительстве больших железнодорожных мостов (мосты через р. Зею и Амур в Хабаровске, консольный мост Тюмень-Омской железной дороги, москворецкие мосты Окружной железной дороги и др.). В 1918 г. провёл ответственную работу по восстановлению железнодорожного моста через Волгу у Сызрани, в 1920 г. работал в НКПС ведущим инженером по мостам. В 1921-1932 г. выступал консультантом при реконструкции башни В.Г. Шухова и перекрытия Большого театра. Впоследствии принимал непосредственное участие в разработке и совершенствовании норм и технических условий на проектирование деревянных, металлических, железобетонных и каменных конструкций.

В разные годы П.Я. Каменцев создал кафедры строительных конструкций в Московском автодорожном институте, Московском инженерно-строительном институте, Институте инженеров коммунального хозяйства, а также в Институте стали и сплавов. Представителями его научной школы стали многие известные учёные, в числе которых А.А. Гвоздев, С.С. Давыдов, А.И. Отрешко и другие.

Впоследствии кафедрой «Строительные конструкции» заведовали: профессор М.Я. Штаерман, крупный теоретик железобетона, специалист в области пространственных конструкций; профессор А.И. Отрешко, известный специалист в области деревянных конструкций, автор нескольких учебников; профессор Н.М. Митропольский, строитель мостов и признанный специалист в области истории мостовых конструкций; профессор А.М. Овечкин, автор нескольких монографий и учебников по железобетонным конструкциям; доцент А.Ф. Богданович, специалист в области деревянных конструкций, первый декан факультета «Промышленное и гражданское строительство».

В этот период на кафедре работали известные специалисты в области строительных конструкций: профессор К.М. Дубяга (с 1924 по 1933 г.), руководитель крупных проектных организаций, консультант и эксперт, создатель первого специального курса «Инженерные сооружения»; профессор И.С. Подольский (с 1925 по 1930 г.), руководитель проектирования и строительства разнообразных железобетонных сооружений, автор большого числа научных работ, учебных пособий и практических руководств по железобетонному строительству на первых этапах его развития; профессор И.Г. Иванов-Дятлов (с 1932 по 1947 г.), создатель электротермического способа натяжения арматуры, специалист по керамзитобетону и железобетонным трубам; профессор Б.Н. Жемочкин (в 1937 г.), специалист по массивным железобетонным сооружениям. На кафедре начинал свою преподавательскую деятельность А.А. Гвоздев (с 1923 по 1926 г.), впоследствии чл.-корр. Академии архитектуры, крупнейший учёный, создатель метода расчёта железобетонных сооружений по разрушающим усилиям.

После начала Великой Отечественной войны из небольшого состава кафедры три её члена ушли на фронт с Московским ополчением. Двое из них – доцент Дубровский Б.Н. и лаборант Мягков А.С. – пропали без вести. Доцент Богданович А.Ф. успешно воевал на фронтах до полного разгрома Германии. Профессор Отрешко А.И. принимал активное участие в постройке бомбоубежищ, пожарных водоёмов и полосы оборонительных сооружений в окрестностях Москвы, за что был награждён медалью «За оборону Москвы».

Значительные достижения кафедры «Строительные конструкции» связаны с периодом, когда её возглавлял профессор С.С. Давыдов, всемирно известный учёный в области теории и практики железобетона, подземного строительства и конструкций из армополимербетона, организатор науки и прекрасный педагог, автор более 250 научных работ и свыше 60 изобретений. Под его руководством на кафедре была создана обширная научная школа, воспитано и подготовлено свыше 60 кандидатов технических наук, многие из которых стали докторами наук, получили почётные звания.

Давыдов Сергей Сергеевич, родился 23 февраля (8 марта) 1902 г. в Рязанской губернии в семье рабочего. Трудовую деятельность начал с 15 лет в качестве подручного машинонаборщика; к 19 годам стал строительным десятником. Учился на вечерних курсах и в 1921 г. экстерном сдал экзамен на аттестат зрелости при Московском Строительном институте. Окончил МИИТ в 1925 г. Ещё студентом в 1924 г. начал работать в отделе Метрополитена Московских городских железных дорог – сначала техником, затем инженером и старшим инженером; руководил группой по расчёту конструкций станций и тоннелей первой очереди Московского метро. Лично рассчитывал конструкции станций «Библиотека им. Ленина», «Кропоткинская», «Красные ворота» и «Комсомольская-радиальная». В 1928 г. технический проект метро был утверждён, а строительство начато в 1931 г.

В 1928 г. проектировал конструкции здания Центрального телеграфа в Москве, затем руководил его возведением, которое завершилось в 1930 г.

В 1925-32 г.г. проектировал железобетонные конструкции Гидравлической лаборатории МВТУ, разработал проект реконструкции завода «Красный пролетарий», проект усиления перекрытий фабрики «Трехгорная мануфактура» и ряд других объектов. В 1932-36 г.г. был членом Президиума Научно-технического совета Наркомлегпрома СССР, где в качестве Главного эксперта по конструкциям составлял заключения по всем крупнейшим объектам 1-й и 2-й пятилеток. На основе накопленного опыта составил и опубликовал первый отечественный «Курс железобетона» (ГНТИ, 1931 г. и Стройиздат, 1933 г.).

Преподавательскую деятельность начал в 1926 г. в Московском строительном институте, с 1928 г. – в МВТУ; в 1930 г. был избран заведующим кафедрой в Московском Архитектурном институте; а в 1931 г. – в Военно-инженерной Академии. Получил звание профессора в 1932 г., учёную степень доктора технических наук – в 1939 г. В 1937 г. организовал и возглавил кафедру подземного строительства в Военно-инженерной Академии, которой руководил до 1958 г.

В 1934-39 г.г. занимался разработкой теории расчёта подземных сооружений, положенной в основу инструкций по проектированию объектов метрополитена и официальных руководств, инструкций и наставлений для инженерных войск Советской армии. Под его руководством были разработаны и утверждены типовые проекты мощных подземных убежищ, возведённых к 1941 г. в 42 городах СССР, а также в ряде советских посольств за рубежом. В 1941 г. лично осуществлял руководство строительством подземных объектов в Софии, Стамбуле и Московском Кремле.

В период Великой Отечественной войны руководил проектированием командных пунктов и узлов связи для действующих соединений Советской армии, дважды был командирован в действующую армию, где исследовал боевое использование подземных сооружений, возведённых инженерными войсками Советской армии и строительными частями противника (свыше 50 объектов).

По результатам проведённых исследований в области подземного строительства С.С. Давыдов опубликовал три учебника, один из которых – «Расчёт и проектирование подземных конструкций» (Стройиздат, 1950 г.) – отмечен Государственной премией в 1952 г. и переведён на несколько иностранных языков.

В 1948 г. избран членом экспертного совета Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Минвуза СССР, в работе которого принимал участие до 1974 г. В 1951 г. избирался заместителем председателя, а в 1953-57 г.г. – председателем комиссии по проблемам строительства АН СССР, руководил вводом в практику проектирования конструкций нового метода расчёта по предельным состояниям. В 1955-56 г. работал Заместителем Председателя Госстроя СССР и ведал вопросами строительной науки. В 1955 г. избран действительным членом и вице-президентом Академии Архитектуры СССР. В 1957 г. избран вице-президентом и членом исполкома Международной Федерации инженеров предварительно напряжённого железобетона (ФИП). Регулярно выезжал на международные конгрессы в качестве руководителя делегации советских учёных, на двух конгрессах был генеральным докладчиком.

В 1957 г. во время проведения государственных испытаний получил контузию и ушёл в запас в звании генерал-майора. В конце 1963 г. в связи с организацией Госкомитетов и упразднением Академии Строительства и Архитектуры СССР был приглашен в МИИТ, где возглавил кафедру «Строительные конструкции». С этого момента научная деятельность С.С. Давыдова была посвящена разработке методов расчёта и технологии изготовления конструкций из нового материала – армополимербетона, идею которого он предложил ещё в 1958 г. Этот материал по ряду характеристик, в частности, по химической стойкости, превосходит железобетон.

Под руководством С.С. Давыдова были получены новые экономичные составы полимербетона; разработана эффективная технология ускоренного отвердения полимербетона с помощью энергии сверхвысокой частоты; предложены методы проектирования комплексных конструкций с заданными свойствами; разработана и проверена новая заводская технология изготовления конструкций из сталеполимербетона; исследована экономическая эффективность полимербетонных конструкций.

Научно-исследовательские работы, выполненные сотрудниками кафедры под руководством С.С. Давыдова, получили широкое признание в нашей стране и за рубежом; основные результаты докладывались на международных конгрессах в Лондоне (1978), Стокгольме (1981), Токио (1981). В 1981 году работы кафедры удостоены премии Минвуза СССР. Армополимербетонные конструкции нашли широкое применение в химической промышленности и цветной металлургии, а также в военном деле. При консультациях С.С. Давыдова защитили докторские диссертации семь сотрудников кафедры, среди которых – А.И. Чебаненко, В.И. Соломатов, В.Н. Мастаченко, В.Ш. Барбакадзе, В.С. Фёдоров.

Деятельность С.С. Давыдова была положительно оценена в статье лётчика-космонавта СССР Ю.А. Гагарина «Погоны на наших плечах», опубликованной в газете «Красная звезда» от 22 февраля 1968 г.

В 1982 г. кафедру возглавил профессор В.П. Чирков, основатель отечественной школы прогнозирования сроков службы железобетонных конструкций.

Краткие сведения о заведующих кафедрой «Здания и сооружения»

Кафедра «Гражданская архитектура»

1898-1914 Дуров А.Н. гражданский инженер

1914-1924 Кузнецов А.В. профессор

1924-1932 Герольский С.М. докт. архитектуры, профессор

Кафедра «Здания»

1932-1949 Герольский С.М. докт. архитектуры, профессор

В составе кафедры «Строительные конструкции»

1949-1958 Митропольский Н.М. докт. техн. наук, проф.

Кафедра «Архитектура промышленных и гражданских зданий»

1958-1963 Онуфриев Т.Г. канд. техн. наук, доц.

1963-1978 Шатнев Б.Н. докт. техн. наук, проф.

Кафедра «Здания и сооружения»

1978-1983 Ковригин С.Д. докт. техн. наук, проф.

1983-1985 Годин А.М. канд. техн. наук, доц.

1985-2000 Мастаченко В.Н. докт. техн. наук, проф.

2003-2008 Ремнёв В.В. докт. техн. наук, проф.

Первый штатный состав кафедры «Гражданская архитектура» состоял их трёх специалистов: основы архитектуры с курсами отопления и вентиляции читал гражданский инженер, Надворный советник Александр Николаевич Дуров и гражданский инженер, Действительный Статский Советник Н.Г. Фалеев; рисование преподавал свободный художник 1-й степени, Титулярный советник К.Л. Теляковский.

В разные годы первого десятилетия 20-го века на кафедре преподавали известные специалисты, в числе которых И.С. Китнер, выдающийся архитектор, автор проекта первых зданий архитектурного комплекса ИМИУ (1-й корпус, химическая лаборатория, 10-й корпус); И.И. Рерберг, впоследствии известный архитектор, автор архитектурных проектов здания Киевского вокзала (расчёт конструкций осуществлял В.Г.Шухов), здания Московского телеграфа (расчёт конструкций – С.С. Давыдов); В.И. Кашкаров, специалист в области строительных конструкций и зданий.

Большой вклад в развитие кафедры внёс профессор А.В. Кузнецов, один из основоположников школы промышленной архитектуры, автор ряда фундаментальных трудов, основатель архитектурного отдаления МВТУ.

В дальнейшем кафедрой заведовали:

Герольский Сергей Михайлович (1881-1963), доктор архитектуры, профессор. Крупный специалист в области проектирования зданий. В 1930 г. утверждён архитектором и руководителем построек МИИТа. Под его руководством были спроектированы и построены 2-й учебный корпус МИИТа, Дворец культуры МИИТа, общежитие №1 МИИТа, поликлиника МИИТа и ряд других объектов. Почётный железнодорожник.

Шатнев Борис Николаевич, доктор технических наук, профессор. Окончил МВТУ им. Баумана в 1926 году. Преподавательскую деятельность в МИИТе начал в 1946 г. Защитил докторскую диссертацию в 1961 г. Крупный специалист в области проектирования зданий, инициатор использования математических методов в решении задач оптимизации компоновочных и конструктивных решений производственных зданий. Автор многих уникальных архитектурных проектов, в том числе 5-этажного жилого дома у Курского вокзала (первого многоэтажного жилого дома в Москве), 4-этажного жилого дома на Каланчёвской ул. в Москве, 8-этажного дома на ул. Чкалова в Москве, Марьинского универмага, Академии железнодорожного транспорта на Ольховской ул. В Москве, типовых жилых домов и пассажирских павильонов на Московско-Курской железной дороге, паравозного депо на ст. Москва-Товарная. Член Союза архитекторов СССР. Проекты Б.Н. Шатнева были отмечены 6 премиями Всесоюзных архитектурных конкурсов, в том числе первая премия – за проект Политехнического института в Свердловске. Автор свыше 70 научных трудов, Почётный железнодорожник.

В этот период формируются новые направления научной деятельности кафедры. В 1966 г. при кафедре создаётся Научно-исследовательская лаборатория «Техническая эксплуатация зданий и сооружений железнодорожного транспорта», научным руководителем которой стал канд. техн. наук, доцент К.М. Черемисов. Лаборатория разрабатывала комплекс взаимосвязанных научно-практических проблем в области технической эксплуатации, строительной теплотехники, светотехники, а затем – и в области архитектурно-строительной акустики.

В 1978 г. кафедру возглавил Ковригин Сергей Дмитриевич, доктор технических наук, профессор. Основатель крупной научной школы по проблемам строительной акустики, автор ряда книг в области обеспечения акустического комфорта и звукоизоляции в зданиях. Член экспертного совета ВАК и ряда общественных организаций. Почётный железнодорожник. Последователи его научной школы – доценты М.Г. Покотило и И.Д. Столбова – вносят значительный вклад в решение акустических задач при проектировании и строительстве транспортных зданий.

Мастаченко Владимир Николаевич (1930-2006), доктор технических наук, профессор, академик Международной Академии информатизации. Окончил МИИТ в 1953 г. Крупный специалист в области теории моделирования, информационных технологий исследования и проектирования зданий и сооружений. Под его руководством на кафедре выполнены обширные исследования в области применения методов искусственного интеллекта в решении строительных и транспортных задач. Автор более 200 научных трудов. Принимал участие в создании проектов ряда крупных автоматизированных систем, в разные годы выступал экспертом в ряде правительственных и общественных организаций в нашей стране и за рубежом. Почётный железнодорожник.

В состав учебного комплекса кафедры входят две специализированные аудитории, оснащенные современным проекционным оборудованием и макетами конструкций, компьютерный класс, проектно-исследовательский кабинет с обширной научно-методической библиотекой.

Современная подготовка по основным дисциплинам направления «Строительства»: «Железобетонные и каменные конструкции», «Строительные конструкции и архитектура транспортных сооружений», «Основы архитектуры и строительных конструкций» проводится с применением всего комплекса новых информационных технологий и технических средств базы института (широкоформатные проекторы, компьютеры с доступом в интернет для выполнения практических занятий и т.п.).