МИИТ
 MIIT > About the university > Structure
РУТ (МИИТ) >> ГИ >> Кафедра "Философия и культурология"

Одной из старейших кафедр гуманитарного цикла Московского Государственного Университета путей сообщения является кафедра "Философия" Она была создана решением Ученого Совета в 1952 году. В то время ее возглавлял доцент, к. и. н. Попов П.В., ставший впоследствии почетным профессором МИИТа. В 1992 году, в связи с необходимостью предания параллельному курсу «Культурология» статуса основной дисциплины, решением Ученого Совета кафедра стала именоваться как кафедра «Философия и культурология».

Традиционно с 60-х годов ХХ века научным направлением кафедры «Философия и культурология» являлась разработка методологических проблем научного познания, в связи, с чем была создана научная школа профессора П.В.Попова. Теоретические исследования по философским проблемам научного познания на стыке наук, разрабатываемые преподавателями кафедры, хорошо были известны научной общественности в нашей стране и за рубежом. Были переведены на иностранные языки работы профессоров кафедры: Г.К.Ашина, И.Г. Герасимова, С.И.Гончарука, Г.С.Гудожника и др. По этой проблематике коллектив кафедры выпустил ряд научных трудов, которые были опубликованы издательством «Высшая школа», а также в журналах «Вопросы философии», «Философские науки», «Вестник МГУ» и т.д.

На кафедре «Философия и культурология» проходили стажировку аспиранты и научные работники из разных стран; Чехословакии, ГДР, Польши. Под руководством проф. Г.С.Гудожника стажировался доктор философии из Массачусетского технологического университета Рейснео Ли, а профессор кафедры Г.К.Ашин читал лекции в Оксфордском университете по проблемам массовой культуры.

Многие преподавателя и сотрудники, начинавшие свою педагогическую и преподавательскую деятельность на кафедре, впоследствии стали известными учеными и успешно работают в различных сферах общественной жизни, некоторые возглавляют кафедры гуманитарного цикла в ведущих вузах страны. Так, профессор Г.К. Ашин был приглашен возглавить кафедру философии Института Международных отношений (МГИМО), профессора С.И.Гончарук и И.Г. Герасимов были приглашены работать в институт Философии Академии наук СССР, доцент В.М.Муриан, занимаясь философскими проблемами эстетики, возглавил кафедру философии Института Истории и Теории кино. профессор В.А. Щербинин в течении нескольких лет возглавлял отдел подготовки философских кадров в Министерстве высшего и среднего специального образования.

Наша кафедра вела активную работу среди населения города Москвы, участвуя в проведении систематических лекций и бесед на различных предприятиях и в учреждениях города. Являясь ведущими лекторами общества «Знания», преподаватели кафедры выезжали с докладами и лекциями по самым актуальным проблемам общественной жизни в разные города и районы страны.

Большое внимание профессорско-преподавательский коллектив кафедры уделял индивидуальной работе со студентами вне аудиторное время. Проводились систематические «Вечера вопросов и ответов», беседы со студентами в общежитиях, научные конференции. Неформальные встречи преподавателей со студентами позволяли лучше и совершеннее направлять воспитательную работу в студенческих коллективах

За последние двадцать пять лет на кафедре защищено 17 докторских диссертаций и 25 кандидатских диссертаций. Эта работа продолжается и сейчас.

В настоящее время на кафедре «Философия и культурология» работает высококвалифицированный научно-педагогический коллектив. В его составе - профессора, доктора философских наук, доценты, кандидаты наук, старшие преподаватели, ассистенты, аспиранты

Все преподаватели прошли переподготовку и повышение квалификации как в рамках МИИТа, так и при МГУ им. М.В.Ломоносова, Московском государственном педагогическом университете, и имеют право на ведение профессиональной деятельности в сфере преподавания гуманитарных наук.

Кафедра осуществляет свою деятельность в соответствии с «Положением о кафедре Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ)»

На кафедре разработан и сформирован Учебно-методический комплекс, позволяющий вести работу по следующим направлениям:

  • разработка рабочих программ по каждой читаемой на кафедре дисциплине с учетом требований Государственного образовательного стандарта и разделения процесса изучения каждой дисциплины на содержательные этапы (модули) для использования модульно-рейтинговой системы (РИТМ) в организации учебного процесса и проведения промежуточных и заключительного контроля;
  • разработка учебно-методических материалов, учебных пособий, конспектов лекций и т.д. в помощь студентам при подготовке к занятиям;
  • разработка и формирования пакетов вопросов, аттестационных заданий, тестовых заданий для аттестации по модульно-рейтинговой системе РИТМ, разработка мероприятий по комплексной системе организации НИРС и учебно-воспитательной работе со студентами.
  • разработка плана и графика индивидуальной работы со студентами и т.д.

Профессорско-преподавательский состав кафедры активно участвует в научных исследованиях. На кафедре ведется госбюджетная тема. По результатам исследования публикуются научные статьи, монографии, учебные пособия и т.д. По решению коллектива на кафедре создается ежегодный сборник научных статей «Тенденции». В числе авторов сборника будут не только штатные сотрудники кафедры, но и ученые, представляющие другие ВУЗы и научные организации России.

В 2009 году кафедра получила гранд Российского Гуманитарного Научного Фонда на разработку темы «Историческая эпистемология» (№ 0903-00548а) – научный руководитель профессор М.А. Кукарцева, исполнители профессор Н.А. Некрасова, ст. преп. Ю.В. Мухлынкина.

Преподаватели кафедры являются членами диссертационных Советов, различных комиссий, комитетов, специализированных секций, выступают научными руководителями, экспертами, оппонентами и рецензентами. Ежегодно выступают с докладами и принимают участие в научно-теоретических конференциях, форумах, в том числе и международных.

Преподавательский состав кафедры значительное внимание уделяет привитию навыков научной работы студентам. С этой целью разработан план мероприятий комплексной системы организации НИРС кафедры, В плане определены формы. виды и содержание НИРС, участие и подготовка студентов к выполнению НИР, участие преподавателей и студентов в организационно- массовых и состязательных мероприятиях На основе этих мероприятий составляется ежегодно план проведения студенческих научно-практических конференций. научные доклады студентов публикуются в сборнике научных трудов «Наука-транспорту».

Во время обучения студенты имеют доступ к библиотечному фонду, созданному на кафедре. При кафедре работает читальный зал, где студенты могут пользоваться не только изданной преподавателями кафедры учебно-методической литературой, но и другими научными источниками: монографиями, журнальными статьями, учебниками и др. Кафедрой ведется также работа по организации современного информационного обеспечения студентов через разработку электронных учебно-методических пособий. На кафедре создан сайт, и студенты имеют возможность пользоваться электронными версиями учебно-методических материалов.

Важным направлений в деятельности кафедры является организация работы, методическое и теоретическое обеспечение подготовки аспирантов, стажеров и соискателей к сдаче кандидатского минимума по «Истории и философии науки» Этот этап подготовки специалистов ежегодно проходят до 100 человек. По существу на кафедре сложилась и успешно функционирует научная школа по подготовке кадров высшей квалификации для вузов отрасли.

Конференция «Неделя-науки» с аспирантами

В настоящее время кафедра также осуществляет подготовку аспирантов и соискателей очной и заочной форм обучения по специальностям: «Социальная философия»-09.00.11., «Онтология и теория познания» - 09.00.01.

Кафедра всегда ставила своей основной задачей не только разработку теоретических философских проблем, научных и методических исследований, а также решение задач, связанных с профессиональной ориентацией молодых специалистов, формированием у них научного деятельностного мировоззрения, основанного на приоритете общечеловеческих ценностей, знанием научной методологии и умением применяют ее на практике, развитие самостоятельности, культуры мышления, умением самостоятельно анализировать современные социально-политические процессы, проблемы науки и производства и т.д.

В настоящее время культура получения информации становится частью общей культуры человека. Для успешного использования учащимися современных информационных технологий необходимо развитие системного мышления учащихся и освоение ими фундаментальных понятий информации, объекта, модели и системы, используемых во всех сферах информационной деятельности человека.

Информационные технологии — это широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных. Любая педагогическая технология — это информационная технология, так как основу технологии процесса обучения составляют получение и преобразование информации. Как правило, под новыми информационными технологиями обучения понимают компьютерные технологии обучения, предполагающие процесс подготовки и передачи информации учащемуся, средством осуществления которых является компьютер. их преимущество состоит в том, что они способствуют эффективному (рациональному) использованию рабочего времени, отводимого на аудиторные занятия.

Широкое использование в учебном процессе способствует эффективному проведению текущего и итогового контроля знаний студентов. В настоящее время по всем дисциплинам, предусмотренных учебными планами, разработаны и используются тестовые материалы, что облегчает процесс проверки степени освоения материала студентами.

Компьютерные технологии используются студентами в процессе подготовки научных докладов, написания курсовых и дипломных работ.

Все это характеризует, что применение компьютерных технологий в учебном процессе повышает качество подготовки специалистов.