РУТ (МИИТ)
 MIIT > About the university > Structure
РУТ (МИИТ) >> ИТТСУ >> Кафедра «Электроэнергетика транспорта»

Кафедра «Электроэнергетика транспорта»  образована в 2014 году путем слияния трех кафедр: «Энергоснабжение электрических железных дорог», «Теоретические основы электротехники» и «Электроника, метрология и электроэнергетика».

Кафедра готовит инженеров путей сообщения по специальности 23.05.05 «Системы обеспечения движения поездов» специализация «Электроснабжение железных дорог», а также бакалавров по направлениям 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» профиль «Электроснабжение» и 27.03.01 «Стандартизация и метрология» профиль «Метрология и метрологическое обеспечение».

Кафедра имеет учебные лаборатории, оснащенные современным оборудованием. В настоящее время кафедра располагает парком современных компьютеров, имеет локальные вычислительные сети, связь с корпоративной сетью университета и выход в Интернет. Студенты имеют свободный доступ к персональным компьютерам и выход в Интернет.

Кафедра в учебном процессе использует технические средства, информационные и компьютерные технологии, автоматизированные обучающие системы. Учебным планом предусмотрена непрерывная компьютерная и практическая подготовка. При обучении по индивидуальным планам учитываются индивидуальные наклонности студентов.

Профессорско-преподавательским составом кафедры разрабатываются и издаются методические материалы, используемые в учебном процессе вузов железнодорожного транспорта.

Преподавательский резерв формируется в большей степени из выпускников кафедры. При кафедре проходят обучение аспиранты и докторанты по специальностям 13.06.01 «Электро- и теплотехника» направленность «Электрические станции и электроэнергетические системы» и «Техника и технологии наземного транспорта» направленность «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация». Сохраняется преемственность поколений.

Тематика научно-исследовательской работы кафедры направлена на решение проблем высшей школы и железнодорожного транспорта. На кафедре впервые в мире разработана теория расчета системы электроснабжения железных дорог на основе вероятностных графиков движения поездов. Предложены методы расчета параметров и проектирования контактной сети. На основе исследования динамики токосъема разработаны указания по регулировке контактных подвесок в условиях эксплуатации. Разработана и внедрена схема распределенного питания для системы электроснабжения метрополитенов, которая нашла широкое применение на всех метрополитенах России и ряда зарубежных стран. Разработаны, эффективные средства защиты от электрокоррозии подземных сооружений и аппаратура диагностики опор контактной сети. Разработаны вакуумные выключатели для фидеров тяговой сети, многопараметрические микропроцессорные защиты устройств электроснабжения, высокоэффективные способы и методы обеспечения электромагнитной совместимости тягового электроснабжения с устройствами связи и железнодорожной автоматики.


КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ “ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

В 1931 году на базе тягового факультета МИИТа был организован Московский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта МЭМИИТ. В этом институте в 1933 г. был создан факультет “Электрификации железных дорог” (деканы факультета М.А Петров, Н.И. Сушкин, А.Н. Куликов, В.Е. Розенфельд и др.). Одновременно с организацией МЭМИИТа была создана кафедра “Электрические железные дороги” (заведующие кафедрой профессора Н.И. Сушкин, М.Р. Поярков, В.Е. Розенфельд). В послевоенный период инженеров-электровозников готовили на механическом факультете, а инженеров-энергоснабженцев – на энергетическом. В 1948 г. вновь организуется факультет “Электрификации железных дорог”, первым деканом которого стал профессор К.Г. Марквардт. В 1954 г. МЭМИИТ был вновь объединен с МИИТом, а факультетом “Электрификации железных дорог” в последующие годы руководили профессора И.П. Исаев, М.А. Петров, О.Ф. Горнов, В.А. Кисляков, Б.А. Метелкин.

С 1948 года кафедра “Электрические железные дороги” стала именоваться “Энергоснабжение электрических железных дорог”, первый заведующий кафедрой доктор технических наук, профессор К. Г. Марквардт (с 1948 г. по 1979 г.). В последующие годы кафедрой заведовали: с 1979 г. по 1991 г. - доктор технических наук, профессор В.А. Кисляков, с 1991 г. по 1997 г. - доктор технических наук, профессор В.Н. Пупынин, с 1997 г. по 2017 - доктор технических наук, профессор М.П. Бадер.

В 50-е годы расширяется подготовка инженерных и научно-педагогических кадров, создаются специальные учебные лаборатории: электроснабжение железных дорог; контактная сеть; электронная и преобразовательная техника; автоматизация и телеуправление электроснабжением; тяговые подстанции; релейная защита; электромагнитная совместимость. Начиная с 60-х годов создаются научно-исследовательские лаборатории: электрификация железнодорожного транспорта; электрические коммутационные аппараты и микропроцессорные релейные защиты; автоматизированный комплекс спектрального анализа токов и напряжений.

Практически все преподаватели кафедры постоянно вели большую изобретательскую работу, благодаря которой железные дороги страны получили эффективное средство защиты от электрокоррозии подземных сооружений (путевые источники тока) и аппаратуру диагностики опор контактной сети, позволяющую проводить контроль состояния опор контактной сети без их разрушения и откопки. Разработаны многопараметрические микропроцессорные защиты устройств электроснабжения, специальные компенсирующие и регулирующие устройства компенсации реактивной мощности и повышения качества электроэнергии, высокоэффективные способы и методы обеспечения электромагнитной совместимости тягового электроснабжения с устройствами связи и железнодорожной автоматики. Разработаны вакуумные выключатели для фидеров 27,5 кВ (ВВФ-27,5), которые в настоящее время успешно внедряются на железных дорогах России.


Наиболее крупные ученые, внесшие существенный вклад в развитие научно-технического прогресса на электрифицированных железных дорогах, видные педагоги, занятые в учебном процессе кафедры:

Марквардт Константин Густавович – основатель кафедры и заведующий кафедрой с 1948 г. по 1979 г., доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники, почетный академик Академии Транспорта РФ, почетный профессор университета, основоположник науки по электроснабжению железных дорог, вероятностных методов расчета параметров и технических характеристик тягового электроснабжения железных дорог, автор многих учебников, основные из них: “Электроснабжение железных дорог”, “Контактная сеть”, “Справочник по электроснабжению железных дорог”.

Пупынин Владимир Николаевич - заведующий кафедрой с 1991 г. по 1997 г., доктор технических наук, профессор, академик Академии Транспорта РФ, разработчик теории и устройств микропроцессорных терминалов многопараметрических релейных защит и автоматики, сверхпроводящих индуктивных накопителей энергии, высоковольтных вакуумных и бесконтактных тиристорных сверхбыстродействующих коммутационных аппаратов, автор учебников: “Тяговые подстанции”, “Электрические железные дороги”, “Тяговые сети метрополитенов”. Бадер Михаил Петрович - заведующий кафедрой с 1997 г. по настоящее время, доктор технических наук, профессор, академик Академии Электротехнических наук РФ, разработчик высокоэффективных технологий и технических решений в области обеспечения электромагнитной совместимости и сбережения электроэнергии в системе тягового электроснабжения, автор учебника для вузов “Электромагнитная совместимость”и пяти учебных пособий.

Засорин Сергей Николаевич – кандидат технических наук, доцент, создатель оригинальных конструкторских решений выпрямительно-инверторных агрегатов метрополитенов, автор учебника для вузов “Электронная и преобразовательная техника”.

Фрайфельд Александр Владимирович - кандидат технических наук, доцент, автор многих учебных пособий и учебника для вузов ”Проектирование, монтаж и эксплуатация устройств контактной сети”.

Профессора Кисляков Виктор Алексеевич, Сергеев Николай Григорьевич, Крестьянов Михаил Евгеньевич – выдающиеся педагоги и методисты, авторы многих патентов, монографий и учебных пособий в области тягового электроснабжения.


Видные выпускники-электрификаторы:

Шилкин Петр Михайлович – с 1980 г. по 1989 г. - начальник Главного управления электрификации и энергетического хозяйства МПС;

Профессора Минин Геннадий Андреевич и Пронтарский Анатолий Филиппович многие годы руководили Главным управлением учебными заведениями МПС;

Мамошин Ревмир Романович - с 1987 г. по 1997 г. заведующий кафедрой “Электротехника, метрология и электроэнергетика” доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники, академик Академии Транспорта РФ.

Всего кафедрой «Энергоснабжение электрических железных дорог» за время было подготовлено по всем формам обучения более 5000 инженеров (до 1952 года совместно с кафедрой «Электрическая тяга»).