МИИТ
 MIIT > About the university > Structure
МИИТ >> ИТТСУ >> Кафедра "Электроэнергетика транспорта"

КАФЕДРА “ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ”

Кафедра “Энергоснабжение электрических железных дорог” готовит инженеров электромехаников по специальности 190401 “Электроснабжение железных дорог”, по специализациям “Электроснабжение железных дорог” и “Компьютерные технологии в электроснабжении”.

Кафедра имеет учебные лаборатории, оснащенные современным оборудованием и программным обеспечением. На филиалах кафедры (тяговой подстанции “Каланчевская ” Московской ж.д. и Московском электромеханическом заводе), на реальном современном оборудовании проводятся занятия по дисциплинам “Тяговые подстанции”, “Релейная защита”, “Автоматизация и телеуправление электроснабжением”. В настоящее время кафедра располагает парком современных компьютеров, имеет локальные вычислительные сети, связь с корпоративной сетью университета и выход в Интернет. Студенты имеют свободный доступ к персональным компьютерам и выход в Интернет.

Кафедра в учебном процессе использует технические средства, информационные и компьютерные технологии, автоматизированные обучающие и контролирующие системы. Учебным планом предусмотрена непрерывная компьютерная и практическая подготовка. При обучении по индивидуальным планам учитываются индивидуальные наклонности студентов.

Профессорско-преподавательским составом кафедры разрабатываются и издаются методические материалы, используемые в учебном процессе вузов железнодорожного транспорта.

Преподавательский резерв формируется из выпускников специальности. При кафедре проходят обучение аспиранты и докторанты по специальностям 05.09.01 “Электротехника и электротехнические аппараты”, 05.09.03 “Электротехнические комплексы и системы”, 05.22.027 “Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация”, 05.14.02 “Электростанции и электроэнергетические системы”, а также магистры по специальности “Электроэнергетика”. Сохраняется преемственность поколений.

Тематика научно-исследовательской работы кафедры направлена на решение проблем высшей школы и железнодорожного транспорта. На кафедре впервые в мире разработана теория расчета системы электроснабжения железных дорог на основе вероятностных графиков движения поездов. Предложены методы расчета параметров и проектирования контактной сети. На основе исследования динамики токосъема разработаны указания по регулировке контактных подвесок в условиях эксплуатации. Разработана и внедрена схема распределенного питания для системы электроснабжения метрополитенов, которая нашла широкое применение на всех метрополитенах России и ряда зарубежных стран. Разработаны, эффективные средства защиты от электрокоррозии подземных сооружений и аппаратура диагностики опор контактной сети. Разработаны вакуумные выключатели для фидеров тяговой сети, многопараметрические микропроцессорные защиты устройств электроснабжения, высокоэффективные способы и методы обеспечения электромагнитной совместимости тягового электроснабжения с устройствами связи и железнодорожной автоматики.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ “ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ”

В 1931 году на базе тягового факультета МИИТа был организован Московский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта МЭМИИТ. В этом институте в 1933 г. был создан факультет “Электрификации железных дорог” (деканы факультета М.А Петров, Н.И. Сушкин, А.Н. Куликов, В.Е. Розенфельд и др.). Одновременно с организацией МЭМИИТа была создана кафедра “Электрические железные дороги” (заведующие кафедрой профессора Н.И. Сушкин, М.Р. Поярков, В.Е. Розенфельд). В послевоенный период инженеров-электровозников готовили на механическом факультете, а инженеров-энергоснабженцев – на энергетическом. В 1948 г. вновь организуется факультет “Электрификации железных дорог”, первым деканом которого стал профессор К.Г. Марквардт. В 1954 г. МЭМИИТ был вновь объединен с МИИТом, а факультетом “Электрификации железных дорог” в последующие годы руководили профессора И.П. Исаев, М.А. Петров, О.Ф. Горнов, В.А. Кисляков, Б.А. Метелкин.

С 1948 года кафедра “Электрические железные дороги” стала именоваться “Энергоснабжение электрических железных дорог”, первый заведующий кафедрой доктор технических наук, профессор К. Г. Марквардт (с 1948 г. по 1979 г.). В последующие годы кафедрой заведовали: с 1979 г. по 1991 г. - доктор технических наук, профессор В.А. Кисляков, с 1991 г. По

1997 г. - доктор технических наук, профессор В.Н. Пупынин, с 1997 г. по настоящее время - доктор технических наук, профессор М.П. Бадер.

В 50-е годы расширяется подготовка инженерных и научно-педагогических кадров, создаются специальные учебные лаборатории: электроснабжение железных дорог; контактная сеть; электронная и преобразовательная техника; автоматизация и телеуправление электроснабжением; тяговые подстанции; релейная защита; электромагнитная совместимость. Начиная с 60-х годов создаются научно-исследовательские лаборатории: электрификация железнодорожного транспорта; электрические коммутационные аппараты и микропроцессорные релейные защиты; автоматизированный комплекс спектрального анализа токов и напряжений.

Практически все преподаватели кафедры постоянно ведут большую изобретательскую работу, благодаря которой железные дороги страны получили эффективное средство защиты от электрокоррозии подземных сооружений (путевые источники тока) и аппаратуру диагностики опор контактной сети, позволяющую проводить контроль состояния опор контактной сети без их разрушения и откопки. Разработаны многопараметрические микропроцессорные защиты устройств электроснабжения, специальные компенсирующие и регулирующие устройства компенсации реактивной мощности и повышения качества электроэнергии, высокоэффективные способы и методы обеспечения электромагнитной совместимости тягового электроснабжения с устройствами связи и железнодорожной автоматики. Разработаны вакуумные выключатели для фидеров 27,5 кВ (ВВФ-27,5), которые в настоящее время успешно внедряются на железных дорогах России.

В 1998 году утвержден новый государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 657700 “Системы обеспечения движения поездов”. В соответствии с этим стандартом специальность получила новый шифр и название - 190401 “Электроснабжение железных дорог”. По этой специальности кафедра “Энергоснабжение электрических железных дорог” готовит инженеров электромехаников по специализациям “Управление электроснабжением железных дорог”, “Компьютерные технологии в электроснабжении” .

Кафедра “Энергоснабжение электрических железных дорог” имеет филиалы. Это тяговая подстанция “Каланчевская ” Московской ж.д. и Московский электромеханический завод, где на реальном современном оборудовании проводятся занятия по дисциплинам: “Тяговые подстанции”, “Релейная защита”, “Автоматизация и телеуправление электроснабжением”. В настоящее время кафедра располагает парком современных компьютеров, имеет локальные вычислительные сети, связь с корпоративной сетью университета и выход в Интернет.

Профессорско-преподавательским составом кафедры разрабатываются и издаются методические материалы, используемые в учебном процессе вузов железнодорожного транспорта. Наиболее крупные ученые, внесшие существенный вклад в развитие научно-технического прогресса на электрифицированных железных дорогах, видные педагоги, занятые в учебном процессе кафедры:

Марквардт Константин Густавович – основатель кафедры и заведующий кафедрой с 1948 г. по 1979 г., доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники, почетный академик Академии Транспорта РФ, почетный профессор университета, основоположник науки по электроснабжению железных дорог, вероятностных методов расчета параметров и технических характеристик тягового электроснабжения железных дорог, автор многих учебников, основные из них: “Электроснабжение железных дорог”, “Контактная сеть”, “Справочник по электроснабжению железных дорог”.

Пупынин Владимир Николаевич - заведующий кафедрой с 1991 г. по 1997 г., доктор технических наук, профессор, академик Академии Транспорта РФ, разработчик теории и устройств микропроцессорных терминалов многопараметрических релейных защит и автоматики, сверхпроводящих индуктивных накопителей энергии, высоковольтных вакуумных и бесконтактных тиристорных сверхбыстродействующих коммутационных аппаратов, автор учебников: “Тяговые подстанции”, “Электрические железные дороги”, “Тяговые сети метрополитенов”. Бадер Михаил Петрович - заведующий кафедрой с 1997 г. по настоящее время, доктор технических наук, профессор, академик Академии Электротехнических наук РФ, разработчик высокоэффективных технологий и технических решений в области обеспечения электромагнитной совместимости и сбережения электроэнергии в системе тягового электроснабжения, автор учебника для вузов “Электромагнитная совместимость”и пяти учебных пособий.

Засорин Сергей Николаевич – кандидат технических наук, доцент, создатель оригинальных конструкторских решений выпрямительно-инверторных агрегатов метрополитенов, автор учебника для вузов “Электронная и преобразовательная техника”.

Фрайфельд Александр Владимирович - кандидат технических наук, доцент, автор многих учебных пособий и учебника для вузов ”Проектирование, монтаж и эксплуатация устройств контактной сети”.

Профессора Кисляков Виктор Алексеевич, Сергеев Николай Григорьевич, Крестьянов Михаил Евгеньевич – выдающиеся педагоги и методисты, авторы многих патентов, монографий и учебных пособий в области тягового электроснабжения.

Видные выпускники-электрификаторы:

Шилкин Петр Михайлович – с 1980 г. по 1989 г. - начальник Главного управления электрификации и энергетического хозяйства МПС;

Профессора Минин Геннадий Андреевич и Пронтарский Анатолий Филиппович многие годы руководили Главным управлением учебными заведениями МПС;

Мамошин Ревмир Романович - с 1987 г. по 1997 г. заведующий кафедрой “Электротехника, метрология и электроэнергетика” доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники, академик Академии Транспорта РФ.

В настоящее время штат профессоров и преподавателей кафедры “Энергоснабжение электрических железных дорог” составляет 18 штатных единиц. Распределение штата по должностям: профессоров, докторов наук – 4 (22%); доцентов, кандидатов наук – 12 (68%); старших преподавателей – 1(5%); ассистентов – 1 (5%), учебно-вспомогательный персонал - 6.

Подготовка специалистов ведется с учетом потребностей и по заказам железных дорог регионов России. Всего кафедрой подготовлено по всем формам обучения 5268 инженеров (до 1952 года совместно с кафедрой “Электрическая тяга”), в том числе за последние пять лет выпущено 345 дипломированных специалистов. Выпуск по годам: 2003 г.- 69, 2004 г.- 64, 2005г.- 68, 2007 г.-66, 2008 – 78. Объектами профессиональной деятельности выпускника являются эксплуатация, ремонт и производство устройств электроснабжения магистральных железных дорог, метрополитенов, предприятий железнодорожного транспорта, техническое обслуживание информационных технологий в электроснабжении, разработка проектной и нормативно-технической документации, изготовление, сборка и испытания новых образцов устройств системы электроснабжения и средств повышения надежности и долговечности.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тематика научно-исследовательской работы кафедр направлена на решение проблем высшей школы и железнодорожного транспорта. По железнодорожной тематике выполняются фундаментальные и прикладные работы. Тематика научных исследований связана с разработкой методов и технических решений, обеспечивающих повышение надежности эффектности и устойчивости работы устройств систем электроснабжения железных дорог. Результаты научных исследований внедряются на производстве и в учебном процессе, а также докладываются на конференциях различного уровня и публикуются в печати.

Наиболее крупными НИР за последние три года являются: “Повышение энергетической эффективности и электромагнитной совместимости системы тягового электроснабжения постоянного и переменного тока”. “Микропроцессорные защиты тяговой сети постоянного и переменного тока”. “Определение оптимального варианта перевода Московского узла постоянного тока 3,3 кВ на переменный ток 25 кВ или другие прогрессивные системы электрической тяги”. “Система электрической тяги постоянного тока повышенного напряжения 12-24 кВ”. “Ресурсо- и энергсберегающие технологии”. Электрические коммутационные аппараты в распредустройствах высокого напряжения переменного и постоянного тока. Микропроцессорные релейные защиты тяговых сетей и линий электропередач. Экономия электроэнергии в электрической тяге при применении накопителей энергии. Экономия электроэнергии путем оптимизации уровня напряжения в тяговой сети постоянного тока. Технические средства и технологии в тяговом электроснабжении обеспечивающие электромагнитную совместимость и сберегающие электроэнергию. Анализ и синтез многопульсовых выпрямительно-инверторных преобразователей тяговых подстанций для разрабатываемой системы тяги постоянного тока повышенного напряжения 12- 24 кВ. Выбор рациональных схем питания тяговой сети переменного тока в зависимости от величины уравнительных токов и электропотребления. Электросберегающие и ресурсосберегающие технологии в системе электроснабжения электрифицированных железных дорог напряжением 2х25 кВ.