МИИТ
 MIIT > About the university > Structure
МИИТ >> ИПСС >> Кафедра "Мосты и тоннели"

Кафедра «Мосты» основана в 1896 г. В разные годы кафедру возглавляли такие известные ученые, как профессора Проскуряков Л.Д., Патон Е.О., Кобылкин В.Н., Стрелецкий Н.С., Передерий Г.П., Бобриков Б.В., Петропавловский А.А., Носарев А.В. В настоящее время заведующий кафедрой – профессор Круглов В.М.

Большую роль в работе кафедры сыграл профессор Г.К.Евграфов, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, который возглавлял кафедру с 1930 по 1968 г.г.; им были основаны и получили международное признание научные школы:

  • в области расчетов, проектирования и строительства мостов (проф. Петропавловский А.А., Бобриков Б.В., Царьков А.А., Носарев А.В. и др.);
  • в области исследования железобетонных мостов (проф. Иосилевский Л.И., проф. Богданов Н.Н., Честной В.М.) и металлических мостов (проф. Попов С.А., проф. Осипов В.О. и др).

Профессор В.М. Круглов развивает научное направление, связанное с механикой деформированного твердого тела, методами расчета строительных конструкций с учетом свойств материалов и характера их работы под нагрузкой, оценкой надежности и долговечности мостов, автоматизированной системы для управления технического состояния инфраструктуры железных и автомобильных дорог.

Основными научными направлениями работы кафедры являются:

  • развитие теории прочности и пластичности бетона и железобетона для расчета железобетонных мостовых конструкций;
  • расчетно-теоретические обоснования, экспериментальные исследования и внедрение новых типов мостовых конструкций;
  • оценка и способы повышения усталостного ресурса железнодорожных мостов;
  • разработка способов бездефектного изготовления железобетонных пролетных строений;
  • разработка новых концепций мониторинга железнодорожных и автодорожных мостов.

В настоящее время на кафедре функционирует "Научно-исследовательский центр по исследованию мостов и транспортных сооружений", проводится разработка новых конструктивных форм мостовых сооружений, экспертизы проектов и научное сопровождение крупных объектов транспортного строительства.

Кафедрой решен ряд крупных научных проблем, на основании проведенных исследований были разработаны:

  • Новые методы расчета мостовых конструкций.
  • Методы расчета, оценки и прогноза долговечности железобетонных пролетных строений с учетом воздействия внешней среды.
  • Технические указания для расчетов, оценки ресурса металлических пролетных строений мостов.
  • Руководство по проведению мониторинга состояния эксплуатируемых мостовых сооружений.
  • Новая концепция напряженно-деформированного состояния элементов металлических пролетных строений из пластичных сталей.

На основании исследования и разработок кафедрой опубликовано более 1600 работ, включая 30 монографий. Защищены 10 докторских, 77 кандидатских диссертаций. В настоящее время три профессора избраны академиками Академии транспорта России, архитектуры и строительных наук РФ.

Выпускники кафедры работают в ОАО «Российские железные дороги», а также в крупных проектных и строительных организациях, таких как «Гипростроймост», «Гипротрансмост», «Мостотрест», «Трансинжстрой», «Росжелдорпроект», ОАО УСК Мост и др.

Использование мультимедийных средств при прочтении лекций по курсам «Проектирование мостов в зонах повышенной сейсмической активности», «Механика подземных сооружений», «Подземное строительство в зонах повышенной сейсмической активности», «Тоннельные пересечения на транспортных магистралях», «Проектирование мостов и труб», «Организация и планирование производства», «Строительство мостов», «Технология заводского изготовления мостовых конструкций», «Содержание, реконструкция и испытания мостов», «Транспортные развязки», «История и развитие мосто- и тоннелестроения», «Транспортные тоннели и метрополитены», «Способы сооружения тоннелей», «Метрополитены», «Аварийные ситуации при строительстве и эксплуатации подземных сооружений», «Специальные способы сооружения тоннелей», «Проектирование несущих конструкций», «Грузоподъемность и усиление мостов», «Строительные конструкции и архитектура транспортных сооружений», «Буровзрывные работы при проходке тоннелей», «Инженерные сооружения в транспортном строительстве». Две аудитории кафедры оборудованы мультимедийным оборудованием: класс для проведения лекционных занятий и класс для лабораторных и практических занятий. При прочтении курса лекций используется интерактивное мультимедийное оборудование с возможностью проведения видеоконференций, дистанционного чтения лекций. Кафедральный комплекс оснащен видео и аудио аппаратурой, широкоформатными жидкокристаллическими панелями. Аудитории оснащены системой доступа к беспроводной сети Интернет и внутренним сетевым ресурсам кафедры.

При проведении практических и лабораторных занятий используются графические редакторы, двух- и трёхмерная система автоматизированного проектирования и черчения AutoCAD.

Мультимедийные средства, технические средства обучения значительно расширяют возможности образовательного процесса, способствуют интегрированию студентов в будущую профессиональную деятельность.