МИИТ
 MIIT > About the university > Structure
МИИТ >> ИТТСУ >> Кафедра "Теплоэнергетика железнодорожного транспорта"

Изучение теплотехнических дисциплин входило в программу подготовки инженеров транспорта практически с момента основания МИИТа. Так, согласно учебному плану за 1913-1914 учебный год студентам преподавали такие дисциплины как «Термодинамика», «Теория паровых машин», «Паровозы».

В 1931 году из состава МИИТа был выделен «Тяговый факультет», преобразованный в Московский электромеханический институт инженеров транспорта (МЭМИИТ), который включил в себя Паровозный, Вагонный, Электровозный, Инженерно-педагогический и Теплоэнергетический факультеты с рядом кафедр теплотехнического профиля. Начало истории кафедры можно отнести к моменту образования МЭМИИТа.

После объединения в 1954 году МИИТа и МЭМИИТа была создана кафедра "Теплосиловые установки" во главе с д.т.н., профессором П.К. Конаковым. С 1970 года кафедру «Теплосиловые установки» возглавлял профессор М.Г. Маханько. С 1976 года заведующим кафедрой был профессор Л.Ф. Федоров.

П.К. КонаковМ.Г. МаханькоЛ.Ф. Федоров

Кафедры "Теплотехника" обоих институтов были объединены под руководством д.т.н., профессора, Г.Ф.Болховитинова. С 1983 года заведующим кафедрой «Теплотехника» стал д.т.н., профессор, Р.В. Малов.

В 1984 году произошло объединение кафедр «Теплосиловые установки» с кафедрой «Теплотехника». Новая кафедра стала называться «Теплоэнергетика железнодорожного транспорта». Заведующим кафедрой был избран д.т.н., профессор М.Г. Маханько. С сентября 1988 года и по настоящее время кафедрой заведует д.т.н., профессор Б.Н. Минаев.

Г.Ф. БолховитиновР.В. МаловБ.Н. Минаев

C 1931 года институтом было выпущено свыше 4500 инженеров-теплоэнергетиков. Начиная с 1940 года, кафедрами теплотехнического профиля в МИИТе было подготовлено 12 докторов и около 100 кандидатов технических наук, издано 45 монографий, свыше 80 учебников и учебных пособий.

В различные годы кафедры теплотехнического направления МИИТа и МЭМИИТа возглавляли выдающиеся отечественные теплотехники. Среди них ученый с мировым именем - академик М.В. Кирпичев, а также известные специалисты в области промышленной и транспортной теплоэнергетики - профессора Р.Г. Грановский, П.Л. Давидсон, В.В. Лукницкий, А.В. Наумов, А.А. Предтеченский, В.М. Тареев, А.С. Ястржембский. Основоположниками кафедры ТЖТ мы по праву считаем профессоров П.К. Конакова и Г.Ф. Болховитинова, ученики и воспитанники которых составляют большую часть сегодняшнего преподавательского состава.

Р.Г. ГрановскийМ.В. КирпичевВ.М. Тареев

Кафедра является выпускающей по специальности 140104 «Промышленная теплоэнергетика».

Специалисты-теплоэнергетики предназначены для работы на предприятиях железнодорожного транспорта и транспортного строительства; в научно-исследовательских и проектных институтах; конструкторских бюро теплотехнического профиля; в металлургической, химической, нефтехимической, машиностроительной, лёгкой, пищевой и других отраслях промышленности в качестве инженеров-эксплуатационников теплоэнергетического оборудования и систем, проектировщиков, расчётчиков, исследователей.

В рамках специальности осуществляется подготовка инженеров по двум специализациям: «Теплоэнергетика и экология железнодорожного транспорта» и «Теплоэнергетика и теплоснабжение городского хозяйства» (по договорам с Московской объединённой энергетической компанией для предприятий теплоснабжения г. Москвы).

Практическую подготовку студенты-теплоэнергетики проходят в лабораториях «Термодинамика, теплопередача, гидрогазодинамика», «Парогенераторы и теплоснабжение», «Тепловые двигатели и компрессоры», «Теплотехнические измерения и автоматизация тепловых процессов», «Топливо, вода, смазочные материалы и экология», в классе персональных ЭВМ, оснащенном современной вычислительной техникой.

Программа обучения теплоэнергетиков включает необходимую инженерную подготовку в области физики, математики, вычислительной техники и программирования, электротехники и электроснабжения, электроники, материаловедения и технологии материалов, теоретической и прикладной механики, начертательной геометрии; в рамках гуманитарного образования предусматривается также изучение философии, экономики, социологии, иностранных языков.

За период обучения студенты проходят четыре вида практики: учебную, эксплуатационную, проектно-эксплуатационную, преддипломную.

Практические навыки студенты-теплоэнергетики получают в процессе работы на объектах системы теплоснабжения города Москвы и железнодорожного транспорта России.

Все дисциплины специальности обеспечены учебно-методической литературой. Студенты специальности привлекаются к научно-исследовательской работе кафедры.

Теплоэнергетическая подготовка специалистов обеспечивается изучением курсов теоретических дисциплин: техническая термодинамика, тепло- и массообмен, гидрогазодинамика; изучением курсов инженерных дисциплин по котельным установкам, нагнетателям и тепловым двигателям, источникам и системам теплоснабжения, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха, тепло- и массообменным процессам в установках промышленности и железнодорожного транспорта, системам производства и распределения энергоносителей, технологическим измерениям и автоматизации тепловых процессов и др. Большое внимание уделяется изучению вопросов, связанных с энергетической политикой России, а также с экономией топливно-энергетических ресурсов и экологией.

Студенты специальности привлекаются к научно-исследовательской работе кафедры, выступают с докладами на научно-практических конференциях и семинарах.

Специальность является остродефицитной, и все выпускники по окончанию обучения трудоустраиваются в соответствии с заявками предприятий железнодорожного транспорта и промышленности.

Научно-исследовательская работа кафедры ТЖТ связана с совершенствованием систем теплоснабжения промышленных предприятий и жилых комплексов, повышением эффективности энергоиспользования в теплоэнергетических установках и системах, экологическими проблемами железнодорожного транспорта и промышленности.

К числу основных направлений исследований кафедры ТЖТ относятся:

- энергосбережение в системах теплоснабжения и энергоиспользования на железнодорожном транспорте и в промышленности; применение теории тепло- и массообмена для расчёта и проектирования установок и систем;

- совершенствование процессов использования топлива и теплоты в котлах и установках систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха жилых, а также производственных зданий и сооружений; разработка и совершенствование систем охлаждения тепловыделяющих элементов установок (электрических машин, двигателей внутреннего сгорания, ёмкостей для перевозки скоропортящихся грузов и т.п.); обеспечение оптимального микроклимата в пассажирских вагонах и кабинах машиниста локомотивов; разработка мероприятий по снижению экологического воздействия теплоэнергетических установок на воздушную среду, в частности, объектов стационарной теплоэнергетики железнодорожного транспорта и подвижных источников загрязнения – тепловозов, дизель-поездов, путевых машин и т.п.;

- совершенствование процессов физико-химической обработки теплоносителей (использование магнитной обработки воды, средств для предотвращения накипеобразования и коррозии на поверхностях трубопроводов);

- проведение эксплуатационных испытаний моторных масел с разнообразными пакетами присадок.

Выпускники и их производственные достижения в отрасли и за её пределами:

Филимонов Сергей Сергеевич – доктор технических наук, признанный специалист в области теплообмена, работает в ОАО «Энергетический институт им. Г.М. Кржижановского»;

Хрусталёв Борис Александрович – доктор технических наук, крупный специалист в области теплообмена, работал в ОАО «Энергетический институт им. Г.М. Кржижановского»;

Брдлик Павел Матвеевич – доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, крупный специалист в области теплообмена, заведовал теплотехнической кафедрой Московского лесотехнического института;

Копейкин Игорь Валентинович – участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, участник парада Победы 1945 года, работал заместителем директора крупного научно-производственного комплекса, полковник государственной безопасности;

Андреев Юрий Эммануилович – работал в Мосгипротрансе с 1969 по 1989 год, прошел путь от рядового инженера до руководителя комплексного проекта БАМ, в 1969 году избран в Состав Верховного Совета СССР, затем работал Вице-премьером и министром в Правительстве Москвы, в администрации Президента РФ, награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью за строительство БАМа;

Мягких Александр Георгиевич – работал во ВНИИЖТе, ЦТ МПС, Госплане СССР, Госплане РФ, Министерстве экономики РФ; в настоящее время начальник управления ОАО «Газпром»;

Козлов Павел Николаевич – с 1991 по 2002 год работал Генеральным директором предприятия «Энергобумпром»; с 2003 года главный инженер «Горпроекта»;

Кащеев Вадим Петрович – с 1990 года главный инженер ГУП «Мостеплоэнерго», заслуженный энергетик Российской Федерации, награждён орденом «Знак Почёта»;

Никитин Геннадий Николаевич – начальник Управления объектов технологического и коммунального назначения ОАО «РЖД».

Кафедра ТЖТ ждёт Вас!