МИИТ
 MIIT > About the university > Structure
МИИТ >> ИУИТ >> Кафедра "Железнодорожные станции и узлы"



Во вновь созданном ИМИУ была образована кафедра «Железные дороги» с единым курсом по всему большому хозяйству железных дорог, который вскоре из-за сложности был разделен на четыре самостоятельных: эксплуатация железных дорог, железнодорожный путь, изыскания и проектирование, блокировка и сигнализация.

В те годы кафедру (а на самом деле факультет) возглавлял известный ученый Казимир Юлианович Цеглинский (1867-1918), автор нескольких проектов крупных проектов крупных станций, учебника «Курс железных дорог» (1904 г) и «Железнодорожный путь в кривых» (1903г). Вместе с профессором Цеглинским К.Ю. на кафедре работали опытные инженеры практики (в последствии преподаватели): И.П. Толстопятое, Н.Т. Митюшин и Е.А Гибшман. В 1901г для руководства упражнениями (практическими занятиями) был приглашен инженер В.Н. Образцов, автор известного среди специалистов проекта станции Иваново.

В 1918 г заведующим кафедрой был избран профессор Евгений Александрович Гибшман (1872-1934), крупный ученный и автор многочисленных работ в области станций. В 1919 г на должность профессора был избран В. Н. Образцов.

В 1920 г. в МИИТе, который тогда назывался Московским институтом инженеров путей сообщения (МИИПС), было создано два факультета: сухопутный и водный. В рамках сухопутного факультета в 1922 г. открыто эксплуатационное отделение. После слияния в 1924 г. МИИПСа и Высших технических курсов НКПС в институте был учрежден эксплуатационный факультет (полное название «Эксплуатация железных дорог»). Возглавил его известный ученый профессор Владимир Александрович Сокович.

С созданием эксплуатационного факультета из состава кафедры «Железные дороги» выделились кафедры «Станции и узлы» и «Теория эксплуатации».

В довоенные годы факультет возглавляли многие видные специалисты и ученые, создавшие и развившие науку об эксплуатации железных дорог (В. В. Шухов 1926-1927г., С. В. Земблинов 1928-1931г., М. А. Сапуров 1931-1932г., М. Г. Суязов 1932-1934г., Н. И. Марцев 1934-1935г.), И. И. Васильев 1935-1936г., Г. К.Добовик 1936-1937г., А. И. Костюк 1937-1941г.). Во время Великой Отечественной войны обучением студентов руководили В. Ф. Михайлов 1941-1942г., В. К. Померанцев 1942-1944г. и А. К. Шестак 1944-1945г.

В послевоенные годы факультет возглавили профессора: Г.П. Гринпевич, В.М. Акулиничев, А.А. Смехов, Г.А. Платонов, Ф.С. Гоманков.В декабре 2005 года директором ИУИТА был назначен Сергей Петрович Вакуленко, отличный педагог и известный специалист в области эксплуатации железных дорог.

В 1938 г. на факультете была организована кафедра «Грузовая работа», а в 1963 г. - кафедра «Экономика, организация и управление производством».

До 1986 г. факультетом было подготовлено около 7,2 тыс. инженеров- эксплуатационников, а за последние 20 лет - около 3,0 тыс. В 1980 г. факультету было присвоено название «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте», а его выпускникам стала присваиваться специальность «Инженер путей сообщения по организации перевозок и управлению на железнодорожном транспорте».

В течение многих лет научно-педагогическая деятельность коллектива факультета была связана с именем академика В. Н. Образцова. Его научные труды были посвящены вопросам станционного хозяйства железных дорог, промышленному и городскому транспорту, распределению сортировочной работы на сети железных дорог, а также проблемам взаимодействия и развития сети различных видов транспорта. Владимир Николаевич много трудился над проблемой развития Московского транспортного узла. Еще в 1920 г. опубликовал работу «Московский узел и основные идеи его переустройства», а в последующие годы - целый ряд статей о связи метрополитена и трамвая с пригородным движением.

Одновременно с решением конкретных практических проблем ученые возглавляемой им кафедры «Железнодорожные станции и узлы» продолжали разработку важнейших теоретических вопросов. Созданный в 1933 г. В. Н. Образцовым капитальный труд «Железнодорожные станции» стал научной основой для целой серии учебников «Станции и узлы»: часть I - 1935 г. (В. Н. Образцов, В. Д. Никитин и С. П. Бузанов), часть 2 -1938г. (В. Н. Образцов, В. Д. Никитин, М. В. Сеньковскмй и Н. Р. Ющенко) и 1949г. (В. Н. Образцов, В. Д. Никитин, Ф. И. Шаульский и С. П. Бузанов). Труды В. Н. Образцова и его учеников, написанные в то время, отличались от предшествующих новым подходом к решению проблем организации работы железных дорог с учетом развития других видов транспорта: автомобильного, водного, воздушного, городского и промышленного. Коллектив кафедры перешел к комплексному рассмотрению вопросов проектирования транспорта в увязке с планировкой городов и жилищным строительством.

В годы Великой отечественной войны кафедрой «Станции и узлы» руководил проф. Ф.И. Шаульский (Академик В.Н. Образцов в этот период работал в Комиссии АНСССР по разработке мероприятий по мобилизации ресурсов на оборону).

После смерти академика В.Н.Образцова в 1949 г. заведующим кафедрой был избран профессор, д.т.н. В.Д.Никитны при котором в 1952г началась подготовка студентов –эксплуатационников по специальности «Промышленный транспорт». В 1959 г. в связи с упразднением кафедры «Общий курс железных дорог» ее дисциплины были переданы на кафедру «Станции и узлы», что значительно усилило потенциал научно-педагогического коллектива в целях повышения качества учебного процесса.

С 1971 по 1978 г. кафедру возглавлял профессор, д.т.н. Н.Н.Шабалин. Этот период был отмечен оживлением научно-исследовательской деятельности коллектива, а также методическим обеспечением учебного процесса.

С 1978 по 1990 г. руководил кафедрой профессор, д.т.н., проректор института по научной работе В.М.Вкулиничев. В этот период при кафедре была создана научно-исследовательская лаборатория «Комплексное техническое развитие сортировочных станций».

С 1990 г. по 1997г кафедрой руководили: профессор Борис Федорович Шаульский. Продолжалось совершенствование учебного процесса, обновлялись учебники, учебные планы и учебно-методическая литература. В эти тяжелые для экономики страны годы на кафедре продолжалась научная и учебно-методическая работа. За этот период коллективам кафедры были выполнены 15 научных тем, изданы три учебника для вузов работы, шесть учебных пособий и методических указаний. Основной заслугой работы кафедры за эти годы следует считать сохранение персонала.

С 1997 по 2008 года кафедру возглавлял д.т.н., профессор Владимир Григорьевич Шубко, автор многих монографий и научных трудов. Он активизировал работу кафедры.

Несмотря на спад объемов перевозок и значительное снижение финансирования как железнодорожного транспорта, так и научных исследований кафедра активно продолжила научные исследования, направленные на проведение структурной перестройки железнодорожного транспорта, особое внимание им было уделено совершенствованию научно-методического обеспечения дисциплин кафедры с учетом новых рыночных отношений в отрасли.

Под руководством д.т.н. профессора Шубко В.Г. идеи академика Образцова в.н. внедрялись в научные исследования и учебный процесс. На кафедре значительно увеличились научные исследования по пассажирской тематике. По заказу ЦЛ выполняются прикладные исследования по разработке методических основ системы формирования тарифов на пригородные пассажирские перевозки, обоснована концепция пригородно-городских перевозок с целью привлечения пассажиров на железнодорожный транспорт. Которые внедряются на железнодорожных дорогах ОАО «РЖД». Под руководством профессоров Шубко В.Г и Буракова В.А. с участием сотрудников и аспирантов кафедры по заказу Института Генплана Москвы выполнена актуальная прикладная научная тема по комплексному использованию малого кольца Московского ж.д. узла для пассажирского и грузового движения. Разработана концепция по организации пригородно-городского пассажирского движения с использованием малого кольца и пригородных радиальных линий.

Идеи академика В.Н. Образцова, развитые его учениками и последователями, нашли отражение в новом учебнике ’’Железнодорожные станции и узлы”, подготовленном под руководством профессора Шубко В.Г, профессора Правдина Н.В. задачнике к учебнику и “Энциклопедии железнодорожного транспорта”, а также вошли в нормативные документы МПС РФ, ОАО “РЖД” и в том числе в “Правила и нормы проектирования станций и узлов на железных дорогах колеи 1520мм” (2001г.), “Правила и нормы проектирования сортировочных узлов на железных дорогах колеи 1520мм”

(2003г.).

Также под руководством профессора Шубко В.Г. разработаны новые правила перевозок пассажиров в пригородном движении, экономический электронный паспорт пригородного комплекса ОАО “РЖД”, внедрены в учебный процесс методологические принципы применения теории графов при проектировании и

реконструкции железнодорожный станций и узлов.

С 2009 г. кафедру возглавил доктор технических наук, профессор, действительный член Российской академии транспорта Ю.О. Пазойский.

В настоящее время штатный профессорско-преподавательский состав кафедры включает 22 человека, в числе которых 4 профессора, 10 доцентов, 5 старших преподавателей и 3 ассистента.

На кафедре созданы все необходимые условия для каче­ственного чтения лекций, проведения лабораторных и прак­тических работ по основным дисциплинам кафедры.

Все аудитории учебного комплекса кафедры оснащены со­временным мультимедийным оборудованием.

В сентябре 2013 г. в одной из кафедральных аудиторий был создан уникальный высокотехнологичный макет сортировочной станции, что позволило открыть на базе кафедры Научно-образо­вательный центр «Техническое оснащение и технология работы станций» с целью повышения качества подготовки дипломиро­ванных специалистов. Вошли в строй программно-аналитические комплексы «Система автоматизированного проектирования железнодорожных станций» и «Система автоматизированной разработки техническо-распорядительного акта станции». Преподаватели кафедры широко применяют современные методы обучения, в том числе интерактивную и дистанционную формы.

Специалисты кафедры ЖДСУ продолжают научно – исследовательские работы по заказу ОАО «РЖД».

Преподаватели кафедры ведут обширную издательскую работу. Вышли в свет учебники и учебные пособия: «Про­ектирование инфраструктуры железнодорожного транспор­та (станции, железнодорожные и транспортные узлы)» (под редакцией профессоров Н.В. Правдина и С.П. Вакуленко); «Экономика и организация промышленного транспорта» (автор - доцент Н.П. Журавлев); «Железные дороги. Общий курс» (автор - профессор Б.Ф. Шаульский); «Пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте (примеры, задачи модели, методы и решения)» (авторы - профессора Ю.О. Пазойский, В.Г. Шубко, С.П. Вакуленко); «Организация приго­родных железнодорожных перевозок» (под редакцией про­фессора Ю.О. Пазойского) и другие.

Преподаватели кафедры являются автора­ми и соавторами более 60 учебников, 120 монографий и около 140 учебных пособий.

За время существования коллектив кафедры выпустил бо­лее 5 тысяч инженеров магистрального и промышленного транспорта, подготовил 180 специалистов высшей квалифика­ции (докторов и кандидатов наук), в том числе и для зарубеж­ных стран.

За время существования кафедры подготовлено 136 кандидатов технических наук, 18 докторов технических наук. Ученые кафедры являются авторами и соавторами 53 учебников, 100 монографий и около 120 учебных пособий. Кафедра выпустила около 3,5 тысяч инженеров магистрального и промышленного транспорта, в том числе и для зарубежных стран. В числе ее выпускников есть начальники железных дорог, ректор и проректоры институтов, руководящие работники центрального аппарата ОАО “РЖД”, железных дорог и других железнодорожных организаций.

Кафедра "Железнодорожные станции и узлы" ставит своей главной задачей подготовку высококвалифицированных специалистов, отвечающих современному уровню развития отрасли и достижений науки и техники, способных решать современные задачи, стоящие перед железнодорожным транспортом и управлять процессами перевозок на высоком профессиональном уровне.