МИИТ
 MIIT > About the university > Structure
РУТ (МИИТ) >> ИТТСУ >> Кафедра "Путевые, строительные машины и робототехнические комплексы"

Сайт кафедры: rkmiit.ru

Отчет о самообследовании ООП 190100.68: PDF

В 1924 году профессором (впоследствии – академиком АН СССР) В.Н. Образцовым образована кафедра "Механизация погрузочно-разгрузочных работ". Первым её руководителем был д.т.н., профессор отделения инженерных сооружений Инженерно-строительного факультета Дмитрий Васильевич Шумский (1874-1947). Он возглавлял кафедру с 1924 по 1947 годы.

С 1947 по 1956 годы кафедрой заведовал д.т.н., профессор Константин Васильевич Алфёров (1899-1960) – крупный учёный в области транспортирующих машин, конструирования путевых и строительных машин. Под его руководством была создана конвейерная линия Каширской ГЭС. Особенно значительный вклад внесен им в теорию и практику бункеров, затворов, питателей, его методиками пользуются инженерные и научные работники.

В.Н. ОбразовД.В. ШумскийК.В. Алфёров

С 1956 по 1981 годы кафедру возглавлял д.т.н, профессор Георгий Петрович Гриневич (1906-1990) – крупный специалист в области механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, организации грузовой работы и складского хозяйства. В 1936 году он организовал в МИИТе специальность «Механизация погрузочно-разгрузочных работ», создал школу механизаторов. На железнодорожном транспорте проработал 63 года, из них 50 лет в ВУЗах (МИИТ, Военно-транспортная академия). Профессор Г.П. Гриневич подготовил более 80 кандидатов технических наук, в том числе 16 – для МИИТа. Шесть человек по его руководством выполнили и защитили докторские диссертации. Под его руководством и при его непосредственном участии выполнено более 200 научных работ, из них опубликовано в печати свыше 100, учебник для ВУЗов «Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ» издан в нашей стране и за рубежом, награжден медалью ВДНХ и дипломом почета ВДНХ. За успешную научную и педагогическую работу профессор Г.П.Гриневич награжден знаком «Почетный железнодорожник».

С 1981 по 2002 год кафедрой руководил профессор И.И. Мачульский, являющийся специалистом в области подъемно-транспортных машин и машин напольного транспорта. В 1984 года на кафедре образована специальность "Роботы и робототехнические системы".

В 2002 году кафедра получила наименование "Путевые, строительные машины и робототехнические комплексы" и ее возглавил д.т.н., профессор В.Ф. Ковальский, являющийся специалистом в области строительно-дорожных машин и оборудования.

Г.П. ГриневичИ.И. МачульскийВ.Ф. Ковальский

Кафедра готовит инженеров по двум специальностям. В рамках специальности 190205 «Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» ведётся подготовка инженеров по специализациям, связанным с разработкой, проектированием и эксплуатацией путевых машин и машин транспортного строительства. По специальности 220402 «Роботы и робототехнические системы» обучение ведётся со специализацией «Роботы, робототехнические системы и комплексы на железнодорожном транспорте и транспортном строительстве».

Основные дисциплины, изучаемые на кафедре: «Путевые машины», «Приводы и системы управления путевых машин», «Основы автоматизированного проектирования», «Строительные и дорожные машины», «Грузоподъёмные машины», «Комплексная механизация и роботизация путевых, строительных и погрузочно-разгрузочных работ», «Проектирование роботов и робототехнических систем», «Техническая эксплуатация робототехнических систем», «Подъёмно-транспортные и складские машины-роботы».

Среди выпускников кафедры много заслуженных научно-технических работников и организаторов управления железнодорожного транспорта: Герой социалистического труда, лауреат Государственной премии СССР А.М. Драгавцев, лауреаты Государственной премии СССР Н.Н. Гуленко, А.А. Игнатьев, известный в нашей стране и за рубежом ученый в области разработки теоретических и практических основ расчета и проектирования приводов путевых, строительных и подъемно-транспортных машин Ю.П. Майоров, Г.Н. Гринчар

Ю.П. МайоровГ.Н. Гринчар

Выпускники кафедры широко востребованы и работают во многих научно-исследовательских, проектно-конструкторских и производственных предприятиях, таких как ПТКБ ЦП, ВНИИЖТ, ОАО Калужский завод «Ремпутьмаш», ПМС, дистанциях пути ОАО «РЖД», ГУП Московский метрополитен и транспортных подразделениях промышленных предприятий.

Кафедра проводит научные исследования в следующих областях: «Динамика приводов путевых и строительных машин», «Надежность гидроприводов путевых и строительных машин», «Автоматизация и роботизация погрузочно-разгрузочных и складских работ на железнодорожном транспорте». Преподавателями кафедры получено более 100 авторских свидетельств и патентов на изобретения, а студенты и аспиранты кафедры регулярно выступают с докладами на научно-технических конференциях ведущих ВУЗов России и стран СНГ.

Кафедра располагает современными, хорошо оснащенными лабораториями: «Эксплуатация путевых и строительно-дорожных машин», «Надежность путевых и строительно-дорожных машин», «Механизация погрузочно-разгрузочных работ», «Путевые машины-роботы», «САПР и дистанционное обучение», научно-исследовательская лаборатория, а также компьютерными классами с современным программным обеспечением.

Наличие современного компьютеризированного оборудования позволяет успешно решать самые сложные задачи в области совершенствования путевых, строительных и грузоподъемных машин, как учебные, так и научные.

Кафедра регулярно участвует в научно-промышленных и технических выставках, проходящих в Москве, Калуге, Санкт-Петербурге и других городах России.

По специальности 190205 «Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» также ведется подготовка специалистов по системе СУР (совмещение учебы с работой). При такой форме подготовки студент два дня учится, а два дня работает на предприятии.