МИИТ
 MIIT > About the university > Structure
РУТ (МИИТ) >> РОАТ >> ФТС РОАТ >> Кафедра "Железнодорожная автоматика, телемеханика и связь"

Системы автоматики, телемеханики и связи играют определяющую роль как в организации безопасного регулирования движения поездов, так и развитии отрасли железнодорожного транспорта в целом. Постоянное совершенствование устройств автоматики и телемеханики, переход на микропроцессорные системы управления, бурное развитие телекоммуникационных технологий – все это предъявляет высокие требования к уровню подготовки специалистов в этой области. Переход на новые системы организации управления движением поездов особенно отражается на специалистах-производственниках, непосредственно обслуживающих эти системы. Для подготовки высококвалифицированных специалистов в этой области в Российском государственном открытом техническом университете в 2007 году создана новая кафедра: «Железнодорожная автоматика, телемеханика и связь». Новое название кафедры отражает богатую историю коллектива ученых и преподавателей, которые в течение нескольких десятилетий ведут подготовку студентов по специальности «Автоматики, телемеханики и связь не железнодорожном транспорте».

История кафедры началась в 1956 году, когда во Всероссийском заочном институте инженеров транспорта была создана кафедра «Автоматика, телемеханика и связь». За прошедшие 50 с лишним лет здесь вели активную научную и преподавательскую деятельность крупные специалисты в области железнодорожной автоматики телемеханики и связи.

Первые годы кафедрой руководил видный специалист, главный инженер Главного управления сигнализации и связи МПС СССР, кандидат технических наук Борис Сергеевич Рязанцев. Одновременно с Б. С. Рязанцевым на кафедру был приглашен кандидат технических наук, доцент Вячеслав Иванович Щуплов, известный ученый, много сделавший для внедрения на железнодорожном транспорте устройств радиосвязи. Преподаватели, пришедшие на кафедру, имели богатый профессиональный и жизненный опыт, и заложили традиции качественной подготовки студентов-заочников.

В это же время на кафедре начал работать молодой ученый, кандидат технических наук Юрий Павлович Чеботарев, который в дальнейшем связал всю свою жизнь со ВЗИИТом, работая доцентом, а затем и деканом факультета. Юрий Павлович многое сделал для улучшения организации учебного процесса на факультете и заочного образования в целом.

В 1969 году заведующим кафедрой стал кандидат технических наук, доцент Виктор Иванович Ильенков, работавший до этого в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Большая потребность в специалистах по железнодорожной автоматике, телемеханике и связи вызвала увеличение контингента студентов. Штатный состав кафедры достиг 10 человек. Пришла молодая плеяда преподавателей, среди них ( кандидаты технических наук Виктор Ильич Калабин, Рюрий Андреевич Косилов, Юрий Маркович Резников и другие. Все они нашли свое достойное место и стали опытными педагогами высшей школы. Ю. М. Резников являлся ведущим в стране специалистом по стрелочным приводам, написал о них несколько раз переиздававшуюся книгу. Р.А. Косилов стал впоследствии крупным ученым, профессором, блестяще защитил докторскую диссертацию. Основным направлением его научной деятельности являлось разработка и внедрение телевизионных систем считывания номеров вагонов.

В 1973 году кафедру возглавил кандидат технических наук, доцент Иван Ермолаевич Дмитренко, один из известных специалистов в области устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Доцент И. Е. Дмитренко, используя свой богатый опыт работы в МИИТе, активизировал научно-исследовательскую работу кафедры, содействовал развитию учебных лабораторий, включая создание лаборатории по диагностике устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, и обеспечил дальнейшее улучшение качества образования студентов, защитил докторскую диссертацию и стал профессором. Под его руководством на кафедре была создана научная школа по техническому диагностированию устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Им подготовлено более двадцати кандидатов и один доктор технических наук, он является автором учебников для вузов, ряда монографий по развитию устройств СЦБ и связи.

Эволюция систем железнодорожной автоматики и телемеханики, развитие новых систем телекоммуникаций, привело к тому, что в неразрывном до этого хозяйстве сигнализации и связи начался процесс реформирования. Существенное методическое разделение специализаций отразилось на программах обучения, что привело к разделению в 1988 году кафедры на две – “Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте” и “Транспортная связь”.

Заведующим кафедрой “Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте” с 1989 по 1994 годы был кандидат технических наук, доцент Виктор Ильич Калабин, а с 1995 по 2000 год – крупный ученый, доктор технических наук, профессор Дмитрий Валерьевич Шалягин. Заведующим кафедрой «Транспортная связь» с 1989 по 2000 год являлся доктор технических наук, профессор Рюрий Андреевич Косилов, с 2001 по 2007 – доктор технических наук, профессор Виктор Михайлович Алексеев. Кафедры продолжали решать общую задачу подготовки инженеров по специальности «Автоматики телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», при этом основное внимание преподавателей и руководителей кафедр было сосредоточены на совершенствовании подготовки студентов в соответствии с их специализацией: "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте" и "Системы передачи и распределения информации". В дальнейшем на кафедре «Транспортная связь» было открыто еще две специализации: «Радиотехнические системы железнодорожного транспорта» и «Волоконно-оптические системы передачи и сети связи».

За период с 1995 по 2002 на кафедрах были созданы и в настоящее время успешно функционируют учебные лаборатории: перегонных устройств автоматики, станционных устройств автоматики и диспетчерской централизации, теоретических основ автоматики и телемеханики, электропитающих устройств, специальных измерений и технической диагностики; радиотехнических систем связи, многоканальных систем, цифровых сетей связи и систем коммутации.

Лаборатории оснащены современным оборудованием, измерительными приборами, действующими образцами устройств и макетов. С развитием вычислительной техники, лаборатории стали оснащаться персональными компьютерами, современными тренажерами, были созданы кабинеты информационных технологий, разработаны виртуальные лабораторные комплексы.

Качественная подготовка специалистов невозможна без активной научной работы.

На кафедре «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» были организованы две научно-исследовательские лаборатории. В лаборатории «Электропривод» под руководством кандидата технических наук, доцента Е. Ю. Минакова разработаны и внедрены на сети железных дорог автошлагбаумы ПАШ, стрелочные электроприводы серии ВСП принципиально новой конструкции и другие устройства.

В 1995 – 2001 годах под руководством профессора Шалягина Д. В. на кафедре «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» успешно функционировала научно-исследовательская лаборатория «Диалог-Транс». К наиболее успешным разработкам ее коллектива можно отнести: автоматизированные системы диспетчерского управления движением поездов «Диалог», системы телеуправления малыми станциями «Диалог-МС», системы релейно-процессорной централизации «Диалог-Ц». Сегодня комплекс микропроцессорных систем телеуправления «Диалог» хорошо известен специалистам и производственникам. Перечисленные системы и устройства широко внедряется на сети железных дорог Российской Федерации и других стран СНГ.

Под непосредственным руководством профессора И. Е. Дмитренко была разработана система автоматического измерения параметров аппаратуры СЦБ «ТЕСТ». Она предназначена для автоматического измерения параметров аппаратуры СЦБ и решения конкретной задачи – оценки пригодности объекта к использованию в реальных условиях его эксплуатации. Система внедрена на ряде дистанций железных дорог и на Камышловском электротехническом заводе. Это научное направление было продолжено профессором В. М. Алексеевым, под руководством которого разработана и внедрена автоматизированная система контроля электронной аппаратуры СЦБ в РТУ, модули стенда типа СКА-2 и ряда других.

До 2007 года две выпускающие кафедры «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» и «Транспортная связь» готовили студентов по одной специальности – «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте». 12 ноября 2007 года, на базе этих кафедр была образована кафедра «Железнодорожная автоматика, телемеханика и связь». Заведующим кафедры стал доктор технических наук, профессор Александр Владимирович Горелик, с 2001 руководивший кафедрой «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте».

Объединение кафедр позволило объединить технический и научный потенциал, сконцентрировать усилия профессорско-преподавательского состава по подготовке специалистов в области современных систем автоматики и телемеханики и систем связи, используемых на железнодорожном транспорте.

В 2014 году произошло слияние кафедры «Железнодорожная автоматика, телемеханика и связь» и кафедры «Вычислительная техника» в единую кафедру «Железнодорожная автоматика, телемеханика и связь».

Имея большой научный потенциал, квалифицированный и опытный педагогический состав, кафедра «Железнодорожная автоматика, телемеханика и связь» РГОТУПС сегодня является сплоченным, динамично развивающимся коллективом единомышленников, которому по плечу решение задач по подготовке грамотных специалистов для отрасли.

Созданы и в настоящее время успешно функционируют учебные лаборатории: перегонных устройств автоматики, станционных устройств автоматики и диспетчерской централизации, теоретических основ автоматики и телемеханики, электропитающих устройств, специальных измерений и технической диагностики; радиотехнических систем связи, многоканальных систем, цифровых сетей связи и систем коммутации.

Лаборатории оснащены современным оборудованием, измерительными приборами, действующими образцами устройств и макетов. С развитием вычислительной техники лаборатории стали оснащаться персональными компьютерами, современными тренажерами, были созданы кабинеты информационных технологий, разработаны виртуальные лабораторные комплексы. Так же имеется научно-исследовательская лаборатория "Электропривод".

Кафедра «Железнодорожная автоматика, телемеханика и связь» выполняет большой объем научных исследований, внедряемых в хозяйстве автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» на основе методологии управления ресурсами, рисками на всех этапах жизненного цикла объектов и техники на основе анализа надёжности (УРРАН).

Кроме того, кафедрой «Железнодорожная автоматика, телемеханика и связь» ежегодно реализуются образовательные программы по программам профессиональной переподготовки и программам повышения квалификации.